Четверг, 16 Ноябрь 2017 12:08

Легко ли быть наставником?

В Москве 13–14 ноября проходила первая в России международная конференция по наставничеству Global Mentori. Большое внимание было уделено подростковому направлению. Лидеры успешных американских наставнических программ делились опытом, личной практикой и кейсами решений проблем в этой новой для России сфере.

Дженис Купершмидт, Президент и ведущий научный сотрудник исследовательской компании Innovation Research & Training (США),   рассказала о «естественном» наставничестве среди детей от 8 до 18 лет, об исследованиях эффективности процесса наставничества. Она подчеркнула, что результаты могут быть разными, а в некоторых случаях дети показывают отрицательный результат, но есть и программы, показывающие высокую продуктивность. Из этого следует, что рассматривать общий результат не имеет смысла, логичнее брать во внимание то, что приводит к запланированному итогу, чтобы использовать это в дальнейшем.

Когда работают обычные волонтеры и дети из высокой группы риска, эффективность наставничеств снижается. Отношения сторон должны быть достаточно прочными, а наставникам необходимо занимать активную позицию. Наилучшие результаты достигаются тогда, когда есть баланс между концентрацией на достижении цели и веселом времяпрепровождении.

Когда у наставников есть больше возможностей (например, они старше и у них высокий доход) - это делает процесс значительно проще.

Наставники чувствительны к вопросу эффективности. Если они чувствуют, что могут что-то изменить, тогда они гораздо с большей долей вероятности покажут высокие результаты.

Наставнику необходимо:

- позитивно относиться к молодым людям;

- быть гибким, но структурированными;

- строить отношения вокруг интересов подростка, но не целиком - должны быть поставлены цели, которые будут соответствовать потребностям подопечного;

- должны быть с подопечным систематически и продолжительное время.

Об особенностях практик наставничества рассказала Джин Роудс, директор Центра исследования наставничества, Массачусетский  университет в Бостоне (Center for Evidence-Based Mentoring, University of Massachusetts Boston).

Она сообщила, что  часто в вопросы наставничества вовлечены неправительственные организации, а также частные фонды и государственные учреждения.

В основном, большинство американских школ наставничества занимаются вопросами наставничества в обеденное время или после школы.

Бывают серьезные ситуации, когда родители подопечных в тюрьме или умерли - это определенный риск, в случае чего привлекаются наставники, адаптированные к такого рода программам.

Обычно ментор приходит домой и занимается общим делом с подопечным. Иногда после школы (делают совместные дела), иногда в культурных центрах, религиозных организациях, колледжах, университетах, даже на рабочих местах. Дети могут жить в пансионатах, интернатах, исправительных учреждениях – наставники посещают их и там.

Каждая программа в Америке адаптирована к определенному типу людей. Они отличаются друг от друга, но связаны общими ключевыми элементами. Основные программы включают в себя работу один на один, но некоторые нацелены на работу в группах (3-4 подопечных), также есть игровые варианты, где происходит работа с командой (2 наставника, 3 подопечных).

Некоторые проведенные исследования показали и негативное воздействие наставничества, но очень небольшой процент.

Если подросток совершил преступление, то необходимо учитывать его поведенческие изменения, например, социальные – у него нет друзей, он не имеет возможности развиваться эмоционально, находится в депрессии. Значит необходимо наставничество в эмоциональной сфере. Существует здоровое взаимодействие, которое поможет ребенку достичь поставленных целей. Необходимо учитывать как количество таких взаимодействий (как долго, как часто), так и качество (насколько тесно, насколько позитивно, как оказывается поддержка, каковы результаты).

Одна из основных целей - создать такое магическое взаимодействие между наставником и подопечным. Здесь поможет специальная программа, которая создаст высококачественное двустороннее сотрудничество.

Может ли специалист обеспечить безопасность ребенка? – этот вопрос ставится во главу угла при отборе кандидатов. Помимо этого, проводятся тщательные исследования всех волонтеров, насколько они соответствуют всем предъявленным требованиям. Было выявлено, что только 1 процент американцев готов быть волонтером.  А у тех, кто хочет стать наставником нет времени на постоянную работу с подопечными вживую.  Для таких волонтеров организовали сотрудничество в режиме онлайн – это помогает добиться положительных результатов, так как подопечные постоянно чувствуют присутствие и поддержку.

Есть целый ряд программ и необходимых навыков, которым обучаются подопечные в ходе участия в данной программе. Им прививается осознание того, что не стоит ожидать слишком многого от подростков, а имеющиеся ожидания должны быть в целом направлены на положительную динамику. Важно понять, что наставник играет ключевую роль в жизни подопечного. 

Таковы были основные тезисы выступлений американских спикеров. Тема важная и необходимая для нашей страны. Верим в популяризацию идеи наставничества и в то, что ни один ребенок не будет обделен вниманием и заботой.