СССР

СССР (9)

       Зина Портнова родилась в Ленинграде. После седьмого класса, летом 1941 г., она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там ее и застала Великая Отечественная война. Белоруссию заняли фашисты.

       В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», а Зину избрали членом ее комитета. Девочка, работавшая посудомойкой в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу, приготовленную на обед.

       В результате диверсии погибло около сотни гитлеровцев. Желая доказать свою непричастность, девочка попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива.

       Но однажды во время исполнения задания Зину опознали и задержали, как участницу подполья. При попытке бегства Зине прострелили ноги. Началась череда зверских пыток.

       Несмотря на ужасные страдания, девочка не предавала своих, и эта стойкость бесила палачей ещё больше. На последнем допросе в тюрьме гестапо в городе Полоцке гитлеровцы выкололи ей глаза и отрезали уши.

        Ранним утром в январе 1944 г. искалеченную, но не сломленную Зину расстреляли. Ее бабушка погибла под немецкими бомбами.

Подвиг Зины Портновой стал символом стойкости советских детей перед лицом немецко-фашистских захватчиков.

Воскресенье, 27 Январь 2019 19:39

39 школ блокадного Ленинграда

       Когда 8 сентября вокруг города замкнулось кольцо блокады, в городе оказались заперты больше двухсот тысяч школьников. И несмотря на то, что жителям не хватало еды, воды, не было света, дров, теплой одежды, в конце октября 1941 года в Ленинграде работало 39 школ. 

       Дети учились частично в бомбоубежищах. Обучение шло только по самым важным предметам. Дети часто ничего не писали, лишь слушали и отвечали устно, а уроки длились всего 20–25 минут – было очень холодно, чернила замерзали, да и сил у голодных ребят и педагогов практически не было.

       Самыми тяжелыми для детей стали декабрь 1941 и январь 1942 года. Чтобы как-то поддержать силы школьников, в декабре, в самый трудный и холодный месяц, после уроков давали по тарелке белкового дрожжевого супа

       В январе 1942 года в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. В эти дни население города страшно голодало, а в школах, театрах, концертных залах для детей  были организованы ёлки  с подарками и сытным обедом. Одна из учениц писала: «6 января. Сегодня была ёлка, и какая великолепная! Правда, я почти не слышала пьесы, все думала об обеде. Обед был замечательный. Все жадно ели суп-лапшу, кашу, хлеб и желе и были довольны. Эта ёлка надолго останется в памяти». 

Список школ, работавших в блокаду в Ленинграде:

  1. 25 средняя школа – Седьмая линия Васильевского острова, дом № 52
  2. 27 средняя школа – Восьмая линия Васильевского острова, дом № 17
  3. 33 средняя школа – 12 линия Васильевского острова, дом № 13
  4. 47 средняя школа – ул. Плуталова, дом № 24
  5. 50 средняя школа – Пионерская улица, дом № 25
  6. 85 средняя школа – Петроградская набережная, дом № 2-4
  7. 90 средняя школа – Зверинская улица, дом № 35-37
  8. 98 неполная средняя школа – ул. Елизарова, дом № 3
  9. 105 средняя школа – Бабурин переулок, дом № 5
  10. 110 средняя школа – Костромской проспект, дом № 50-52
  11. 114 средняя школа – Большая Озерная улица, дом № 32
  12. 122 средняя школа – улица Раевского, дом № 32
  13. 132 средняя школа – Покровска улица, дом № 14
  14. 148 средняя школа – улица Панфилова, дом № 31
  15. 155 средняя школа – Греческий проспект, дом № 21
  16. 166 средняя школа – Прудковский переулок, дом № 8-1
  17. 205 средняя школа – Кузнечный переулок, дом № 20
  18. 206 средняя школа – набережная реки Фонтанки, дом № 62
  19. 207 средняя школа – ул. Маяковского, дом № 1
  20. 216 средняя школа – набережная реки Фонтанки, дом № 48
  21. 221 средняя школа – ул. Плеханова, дом № 7
  22. 222 средняя школа – ул. Софьи Перовской, дом № 5
  23. 236 средняя школа – набережная реки Мойки, дом № 108
  24. 239 средняя школа – проспект Рошаля, дом № 12
  25. 249 средняя школа – ул. Союза Печатников, дом № 26-а
  26. 251 средняя школа - проспект Майорова, дом № 40
  27. 252 средняя школа – Крюков канал, дом № 15
  28. 272 средняя школа – 1-я Красноармейская улица, дом № 3-5
  29. 280 средняя школа – Лермонтовский проспект, дом № 52
  30. 316 средняя школа – Предтеченская улица, дом № 30
  31. 317 средняя школа – Мало-Детскосельская улица, дом № 34
  32. 319 средняя школа – Чернышовый переулок, дом № 11
  33. 321 средняя школа – Социалистическая улица, дом № 7
  34. 329 неполная средняя школа – Смоленская улица, дом № 20
  35. 331 средняя школа – ул. Бабушкина, дом № 7
  36. 333 средняя школа – Слободская улица, дом № 3-5
  37. 338 средняя школа – правый берег Невы, дом № 178-182
  38. 256 средняя школа – Заставская улица, дом № 9
  39. 367 средняя школа – Тамбовская улица, дом № 17

 

Мы предлагаем вам отрывки из дневника школьной учительницы Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец. Она преподавала историю в «школе со львами» недалеко от Исаакиевского собора. 

Начало учебного года - октябрь 1941 года.

Первый учебный день начался линейками. Ксения Владимировна долго думала, с каких слов начать занятия и произнесла перед учениками такую речь: 

«Мы начинаем занятия в необыкновенной обстановке: страна наша ведет тяжелую, упорную войну с сильным врагом; город наш окружен со всех сторон огромным числом фашистских дивизий; он стал фронтом. В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников. 

В самом факте, что вы сегодня начинаете учиться, смелый вызов врагу.

«Город в блокаде, город окружен врагами, а мы выполняем свой долг и садимся за книги», — говорите вы всему миру. Мужественные дети растут в Советской стране. Они учатся в городе, который бомбят, обстреливают из пушек и лишают продовольствия».

«Чернила покрываются коркой льда»

Занятия проходили в экстремальной обстановке и постоянно прерывались воем сирены. Ученики вместе с учителями спускались в бомбоубежища и продолжали уроки там. 

«Как ведут себя дети во время тревоги? Я бы сказала: удивительно спокойно. Только один мальчик из 7-го класса буквально трясется. Но над ним не смеются. Все понимают, что может быть страшно; но ленинградские дети научились владеть собой».

С наступлением холодов учиться стало совсем тяжело: 

«Все дети сидят в пальто, перчатках или рукавицах. У счастливцев на ногах валенки. 

От больших кафельных печей веет холодом: их давно не топят. Чернила покрываются коркой темно-лилового льда. Ребята каждый день устраивают в чернильницах «проруби» и через них обмакивают перья. 

Водопровод перестал подавать воду во второй этаж, а затем и вовсе перестал действовать. Антонина Васильевна сказала: «Это не заставит нас прекратить занятия. Ведь жили же когда-то в Петербурге без водопровода, не было его и в школах».

Требуется большая сила воли, чтобы сидеть в стуже почти пять часов в классе. Но мы ведем борьбу за посещение школы детьми. Почему? Нам совершенно ясно: в коллективе детям легче переносить все лишения. Общение с товарищами, учителями отвлекает их от постоянного ощущения голода и холода. К сожалению, некоторые родители не понимают значения коллектива и осмысленного труда детей и удерживают их дома».

Школьный суп

Ксения Владимировна пишет, что 4-й урок в классе давать трудно, всё занятие дети настороженно ждут звонка «к супу», он приобрел для всех особую ценность. Получить две тарелки супу — мечта каждого: «Сегодня дежурила в школьной столовой. На моей обязанности — следить, чтобы учащиеся съедали суп в столовой, а не отливали его в баночки и кружки и не уносили домой. А многим очень хочется это сделать. Дома мать, отец, младшие дети не имеют тарелки супу.

— Позвольте отнести суп домой! — просит меня Надя. — Мне, правда, довольно одной тарелки, а дома у меня мама и сестренка.

— Нельзя, девочка, суп вам дают, чтобы поддержать силы и помочь вашему ученью.

Глаза ее наполняются слезами, и она молча ест суп. У меня нехорошо на душе. Имею ли я право так поступать? Я учительница, которая всегда стремилась воспитывать в детях заботу о близких… Но сейчас я должна помешать Наде унести суп домой. Иначе нельзя. Организм детей и молодежи слабее, чем взрослых».

Память детей слабеет

«В школе теперь тихо. Кажется, что ученикам и нам говорить трудно. Нет сил.

Память детей слабеет. Хорошая ученица во время рассказа об итальянском Возрождении вдруг запнулась, подняла на меня большие серые глаза и как-то скорбно сказала:

— Я помню биографию замечательного художника и ученого, но я забыла его имя. — А потом дрогнувшим голосом: — Я… я даю вам честное слово, что я урок учила.

Я говорю спокойно: 

— Ты имеешь в виду Леонардо да Винчи, конечно. Садись. — И ставлю в журнал: «Отлично». Почему я это делаю? Я знаю: урок она учила и хорошо ответила.

Забыть имя Леонардо да Винчи она могла только в обстановке наших дней. Нельзя ей дать заметить, что память у нее ослабела. Нельзя. Чтобы учиться или учить, надо верить, что это тебе по силам».

Мужество детей

К весне численность учеников в школах снизилась почти в три раза: кого-то эвакуировали, кто-то перестал ходить, многие погибли.  Но несмотря на чудовищные условия блокады, дети, которые посещали школу, занимались даже усердней, чем в мирное время: 

«В школе царит рабочее настроение, почти нет отказов отвечать урок. Если кто-нибудь говорит, что он не знает урока, то причина всегда серьезная. Тот, кто отказался, на следующем уроке непременно напоминает: «Вы меня спросите, пожалуйста, я ведь в прошлый раз отказался».

Исчезли шпаргалки, никто не подсказывает. И вопросы дисциплины больше не тревожат учителей. В школе непривычно тихо. Ребята учатся по-настоящему; нет отметок «плохо», и почти нет «посредственно». Вот каково мужество детей!»

Эпилог 

Ксения Владимировна вела свой дневник о школе и жизни детей всю блокаду. После тяжелой зимы 41-го, весной 42-го дела стали налаживаться: улучшилось питание и настроение, уроки иногда стали проводить в скверах под свежей зеленью. В июне Ксения Владимировна с гордостью пишет, что их школа «выпустила в жизнь 26 юношей и девушек».  

В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников. Но дети учились вопреки всему.  Дневник Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец - потрясающий документ, полный добра, любви к людям и веры в хорошее. Мы очень советуем прочитать его полную версию каждому.   

Источник: https://spbdnevnik.ru

Понедельник, 07 Январь 2019 19:43

Игорь Павлович Волков


Волков Игорь Павлович (1927-1999) - педагог-новатор, учитель черчения и рисования, кандидат педагогических наук (1983), заслуженный учитель школы РСФСР (1982).

      Главная новаторская идея Волкова — создание механизма реализации творческих способностей детей и осуществление педагогического руководства процессом развития индивидуальности каждого школьника.

      Это учитель-новатор из г. Реутов Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. 

Пятница, 28 Декабрь 2018 18:41

Субботина Зинаида Алексеевна

       Зинаида Алексеевна Субботина -  учитель географии, педагог-новатор, заслуженный учитель школы РСФСР, народный учитель СССР.  

Зинаида Алексеевна родилась в деревне Игошата вблизи села Макарье (ныне в Котельничском районе Кировской области). С 1942 по 1946 год училась в Московском областном педагогическом институте.

       Получив диплом учителя географии, работала в Машковской средней школе Рязанской области, с 1950 года — в городе Мароярославце Калужской области, затем — в Переяславле Залесском Ярославской области. Преподавала в дневной и вечерней школах, являясь методистом в педагогическом техникуме и руководителем педагогической практики. 

       В 1955 году вместе с мужем переехала в Кирово-Чепецк и пришла на работу в школу № 1. С 1963 года работала в школе № 8 (ныне — Центр образования имени Алексея Некрасова), вплоть до ухода на заслуженный отдых в 1988 году.

Педагогическое творчество

       Основные идеи педагогического творчества З. А. Субботиной совпали с идеями педагогов-новаторов, ставших известными в 1980-е годы и названных технологией исследовательской проектной деятельности. По её мнению, основой успешного обучения выступает необходимость становления у детей опыта саморазвития в школьные годы.

       З. А. Субботина создала вместе с учениками первый в Кировской области кабинет географии, оформленный с учётом достижений педагогической науки и практики. Минералогическая витрина кабинета составила более 1000 образцов. Уникальные рукописные сборники учителя являлись прообразом современных рабочих тетрадей для учащихся и принесли ей всесоюзную славу. З. А. Субботина организовала переписку учащихся с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями по всему Советскому Союзу, в школьном кабинете были собраны образцы их продукции.

Награды и память

      Труд педагога был отмечен почётными званиями «Заслуженный учитель школы РСФСР» и «Народный учитель СССР» (единственная в Кировской области), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», значками «Отличник народного просвещения» и «Отличник просвещения СССР», званием «Учитель-методист».

В 2004 году решением Кирово-Чепецкой городской Думы Зинаиде Алексеевне присвоено звание «Почётный гражданин города Кирово-Чепецка».

С 2009 года в Кировской области проходят областные педагогические чтения имени Народного учителя СССР З. А. Субботиной.

З. А. Субботина скончалась 7 апреля 2015 года, похоронена в Кирово-Чепецке.

 

Понедельник, 06 Март 2017 19:58

Антон Семенович Макаренко


Антон Семенович Макаренко родился 1 марта 1888 году в городе Белополье в Харьковской губернии в семье рабочего-маляра.  

  

В то время считалось, что человек либо от рождения склонен к порокам, или же от рождения порядочен. Несмотря на это, Макаренко считал, что правильное воспитание является главным условием для формирования достойного человека.

"Во всяком случае для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности. Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. Для многих деталей необходимы были сложные специальные приспособления, требующие большой изобретательности и полета человеческого гения. А для Всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Почему, наконец, у нас нет отдела контроля, который мог бы сказать разным педагогическим партачам: "У вас, голубчики, девяносто процентов брака. У вас получилась не коммунистическая личность, а прямая дрянь, пьянчужка, лежебок и шкурник. Уплатите, будьте добры, из вашего жалованья". - Почему у нас нет никакой науки о сырье, и никто толком не знает, что из этого материала следует делать — коробку спичек или аэроплан?"

Когда он заведовал различными учреждениями для малолетних правонарушителей (колониями), то добивался там беспрецедентных успехов. В основе его успехов лежало то, что Макаренко использовал огромную воспитательную силу работы в коллективе. Школьное обучение сочеталось с производительным трудом в команде, где объединялись требовательность, доверие и дух игры.

 

Заведовал колонией на Украине, которая имела славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Там Макаренко добился феноменальных успехов – трудные подростки не только перевоспитывались, но и работали с очень хорошими результатами. Колония давала прибыль государству и окупала сама себя.

 

К важнейшим пунктам педагогической системы Макаренко мы бы отнесли четыре пункта:

Дело. Ядро коллектива. Самоуправление. Формат.

 

1. Дело. Колонисты имели реальное дело, которое их и кормило, и дисциплинировало. Вначале колонисты обустроили свое натуральное хозяйство просто чтобы себя прокормить, позже занялись серьезным производством. Построив свой завод (меньше чем за год), воспитанники стали выпускать электродрели, позже освоили производство фотоаппаратов «Лейка». Фотоаппарат «Лейка» - это 300 деталей с точностью до 0,001 мм, для тех времен это абсолютно инновационное производство. Производство в коммуне было не просто рентабельно, а высокорентабельно: коммуна отдавала государству как свою прибыль 4,5 млн. руб. в год. Воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя, младших членов коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, обучавшимся в ВУЗах, откладывали деньги на сберкнижки для накопления средств к моменту выхода из коммуны, содержали оркестр, театр, оранжерею цветов, организовывали походы и другие культурные мероприятия. А главный смысл в том, что дело формировало личность: в 16-19 лет дети уже становились мастерами и начальниками производства.

2. Ядро коллектива. Колонистов воспитывал не воспитатель в режиме ручного управления, а ядро коллектива в автоматическом режиме. Авторитетные колонисты, внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии, как ядро коллектива - выполняли роль "закваски", которая пропитывала вновь прибывших колонистов, оказывались той мясорубкой, которая средствами, доходчивыми для подростков, перемалывала новеньких и делала их частью системы. Дети доносили друг до друга новые правила жизни на своем языке, Макаренко лишь сдерживал их, чтобы они оставались в цивилизованных рамках. 

"Если же это человек трудный, который мне не верит, против меня настроен, недоверчиво ко мне относится, я с тем разговаривать не буду. Я соберу старших, вызову его и в самом официальном, приветливом тоне буду с ним говорить. Для меня важно не то, что я говорю, а как другие на него смотрят. Он на меня поднимает глаза, а на товарищей боится смотреть. Я говорю: "А дальше товарищи тебе расскажут". И товарищи расскажут ему то, чему я их раньше научил, а он будет воображать, что это они сами придумали. («Проблемы школьного советского воспитания»).

Разновозрастные отряды - тот же ход, когда маленькие получали защиту от старших "корешей", а кореши вставляли им новые понятия по жизни.

3. Самоуправление. Если нет дела и нет здорового ядра коллектива, самоуправление невозможно и вредно. Если основа коллектива здоровая, самоуправление его укрепляет и оттачивает, оказываясь школой лидерства и руководства.

4. Формат. Макаренко интенсивно вводил и внимательно следил за правилами и ритуалами, которые поведенчески, через тело встраивали в колонистов новые нормы жизни. Встать вовремя, умыться, натереть пол, тем более не плевать на пол - естественно и обязательно. А вот "Не стоять, подпирая стенку - стоять ровно" и "Не толкаться" - вещь уже не очевидная, но именно такие мелочи вырабатывают внутренний стержень личности. Колонисты быстро приучались к военным порядкам, флагам, горнам и ходьбе строем. Когда все идут строем, строится шаг (а это важно), и в коллективе каждый настраивается на каждого.

"Я считаю, что дети даже толкать не должны друг друга. Они должны двигаться целесообразно. Никаких бесцельных движений. И я своим коммунарам говорил: хочется побегать - вон площадка, можно там бегать. Извольте здесь вести себя прилично. Вообще воспитание сдержанности, торможение движений - прежде всего. (из "Коммунистическое воспитание и поведение")".

Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии. Но после того, как его система воспитания была объявлена «несоветской», он подал заявление об уходе с работы.

 

Всемирная слава Макаренко связана с эффективностью его педагогической деятельности, прежде всего — в деле ликвидации детской беспризорности. Благодаря этому замечательному педагогу тысячи детей, которые были обречены на жалкое существование, состоялись в жизни.

 

Макаренко написал «Педагогическую поэму»– уникальную книгу, в которой он показал путь воспитания личности. Он основан на уважении к личности и её активной деятельности в коллективе. Этот труд принес ему всемирную известность и стал новой страницей в истории педагогики.

БИОГРАФИЯ

  • В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.
  • В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской области).
  • В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905).
  • В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская.
  • В 1914—1917 годах — учёба в Полтавском учительском институте, который он окончил с золотой медалью. Тема диплома — «Кризис современной педагогики».
  • В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.
  • В 1917—1919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских, состоял в любительской театральной труппе театра «Корсо».
  • В 1919 году переехал в Полтаву.
  • По поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году Колония имени Горького была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему. М. Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А. Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку.
  • В 1935 году Макаренко был переведен в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины. В сентябре 1936 году на него из коммуны им. Ф.Э. Дзержинского поступил политический донос – причиной его были консерватизм и зависть менее удачливых коллег. В этом доносе Макаренко обвиняли в критике И.В. Сталина. После этого писателю пришлось переехать в Москву. В 1937 году он завершил работу над «Книгой для родителей».
  • В начале 1939 году Макаренко был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
  • Активная деятельность Макаренко в Москве была прервана скоропостижной смертью в вагоне пригородного поезда 1 апреля 1939.

 

Интересная история

Озлобленного, затравленного парнишку вытащил Макаренко из тюрьмы, из камеры смертников. «Погромы, грабежи, закоренелый мародер», - говорилось в уголовном деле Семена Калабалина. Антон Семенович Макаренко с первой минуты общения с юным бандитом на "вы". И за воротами тюрьмы вдруг: «Подождите меня здесь, я шапку забыл». Парень удивился: шапка-то на голове! И остался ждать этого странно вежливого человека в очках. А еще через полчаса он подумал, что Макаренко ненормальный! Ему, вору и погромщику: «Вот тебе сто тысяч, получи зерно для всей колонии». А потом даже не пересчитал ни товар, ни оставшиеся деньги.

Сторонники “свободного воспитания” возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

Антон Семенович Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами “закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой”. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания. 

В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. “Воспитать человека — значит воспитать у него,— говорил А. С. Макаренко,— перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”.

 

Воспитание в коллективе и через коллектив

Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива

 

 Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

 

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

  Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм.

 

Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

 

 Значение игры в воспитании

 Антон Семенович Макаренко считал, что имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого работа, служба.

Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры.

Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Не следует заставлять детей повторять только то, что делают с игрушкой взрослые, а также “забрасывать” их самыми различными игрушками.

Говоря о руководстве детскими играми, Антон Семенович указывал, что сначала родителям важно комбинировать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина.

Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.

Он утверждал, что воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом — вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьезный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

 

Педагогика А.С.Макаренко в наши дни

Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно ̶ не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее.

Мы обращаемся к педагогическому наследию А.С. Макаренко не ради знания тех или иных цитат из произведений педагога, а для того, чтобы использовать знания, его идеи в своей практике.

В отечественной науке его называли человеком, осуществившим беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей путем соединения обучения с производительным трудом учащихся, а также развившим теорию семейного воспитания.

С социально-педагогической системой, воплощенной в жизнь А.С. Макаренко, приезжали знакомиться авторитетные педагоги из-за рубежа.

 Он и умер на железной дороге, на подмосковной станции Голицыно. Спешил в город из Дома творчества, вез на киностудию сценарий. Помог какой-то тетке поднять тяжелые узлы на подножку вагона. Помог-а натруженное, измочаленное, давно больное сердце разорвалось. Был 1939 год, весна, 1 апреля. Ему шел 52-й...

Решением ЮНЕСКО Макаренко признан одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Понедельник, 06 Март 2017 18:20

Виктор Фёдорович Шаталов


        Виктор Фёдорович Шаталов (1927) - российский и украинский педагог- новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР(1987). Почётный доктор академии педагогических наук Украины.

        Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

Понедельник, 06 Март 2017 18:17

Шалва Александрович Амонашвили


Шалва Александрович Амонашвили (1931) - советский, грузинский и российский педагог и психолог.

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Школьникам, их родителям и учителям

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
Загрузить ЕЩЕ load all