Воскресенье, 24 Июль 2022 18:07

Развитие одаренности. Штерн.

 

Зависимость одаренности от возраста влечет за собою то, что тот или иной задаток шаг за шагом развертывается в ряд потенций, — в последовательности, которая подчинена внутренней закономерности. Так как мы намерены исследовать одаренность детей и подростков, то для нас особенно необходимо принять во внимание факты ее развития. Здесь мы опять встречаемся с двумя точками зрения — количества и качества  — с той разницей, что в данном случае исследованию с каждой из двух точек зрения подлежат не качества, одновременно существующие у различных индивидов, как это было в предыдущей главе, а последовательность их у одного и того же индивида т.е. количественное и качественное изменение ОДАРЕННОСТИ. 

Всякое психическое развитие – это одновременно и рост и изменение. Также и одаренность с возрастом проявляется не только со все возрастающей силой, но и в качественно меняющихся формах. Некоторые из этих фактов хронологического развития, без сомнения, обусловлены извне (преподаванием, примерами и т. д.), но остается еще много черт, которые имеют свое основание в постепенной реализации самого задатка, как такового.

 

Рост одаренности.

 

Начнем на этот раз с количественных явлений. Оказывается, что каждая динамическая сторона ОДАРЕННОСТИ в связи с возрастом поднимается на высшую ступень; вырастает скорость, с которой выполняются определенные психические акты; возрастают при одинаковых условиях трудности задания — легкость преодоления и качество выполнения; и если мы поставим целый ряд заданий различной трудности, то с повышением возраста оказывается в состоянии преодолевать все большие трудности. Эта прогрессирующая в связи с возрастом успешность в выполнении известных заданий имеет место, конечно, лишь постольку, поскольку эти задания представляют ощутительные «трудности»; поэтому не следует дать, чтобы при решении заданий, которые по силам даже младшему возрасту, можно было у более взрослых еще выявить существенные различия в развитии. Недостаточное внимание к этому обстоятельству часто приводит к методологическим промахам. Там, где задание становится слишком легким, ОДАРЕННОСТЬ как таковая, вообще перестает функционировать; и в результате оказывается, что подвергают испытанию совсем не то, что расчитывали испытать. Для психологии развития ОДАРЕННОСТИ установление таких именно фактов очень поучительно, так как они указывают нам, на каких возрастных ступенях определенные проявления особенно сильно прогрессируют-и на каких затем приходят к относительной устойчивости; благодаря этому можно определить для каждой формы деятельности ее период созревания в общем ходе психического развития. Имея значительное количество подобных кривых те функций ОДАРЕННОСТИ под влиянием возраста, мы будем в состоянии гораздо полнее, чем теперь, нарисовать действительную картину типического развития ОДАРЕННОСТИ в течение первых 20 лет жизни; и мы тогда убедимся, что рост  ОДАРЕННОСТИ основан не на равномерном повышении всех функций, а на последовательности различных, постепенно выступающих на передний план, процессов деятельности. Одновременно можно будет безошибочно установить для каждой возрастной ступени соответствующие ей задания и требования и вывести отсюда руководящие точки зрения для психологических испытаний и педагогического воздействия.

 

Из исследований, которые не ограничиваются только чисто методологическими целями, а пытаются дать понятие о структуре и условиях роста ОДАРЕННОСТИ в связи с возрастом,  — упомянем о двух работах Бреславльского института. Мной были произведены испытания детей и подростков от 7 до 18 лет по методу высказывания по поводу непосредственно перед тем демонстрированной картинки. Исследовалась способность:

  • самостоятельно передавать содержание виденной картины (изложение),
  • по предлагаемым вопросам давать дальнейшие показания об удержанных в памяти подробностях (опрос). Количество правильных высказываний, данных по методу изложения, возрастало у детей в возрасте от 7 до 14 лет по сравнению с младшими детьми более, чем на 100%, затем от 14 до 18 лет было увеличение еще на 24%, между тем как число показаний по методу опроса у детей от 7 до 14 лет увеличилось только на 21%, а более старших возрастов совсем не возрастал одаренность.

 

Ясно, что самостоятельная передача виденного требует в большей мере спонтанного мышления, в то время, как ответ на задаваемые вопросы носит преимущественно рецептивный характер. Из этого следует, что спонтанность обнаруживает значительно более сильное и более длительное развитие с возрастом, чем рецептивность. К аналогичным выводам приводит тот факт, что при опросе правильные ответы на существенные вопросы обнаружили с возрастом заметно большее возрастание, чем ответы на вопросы обычные.  Сопротивление внушению является, следовательно, тоже фактором, который совершенно явственно возрастает вместе с возрастом, и особенно сильно в возрасте до 14 лет.

 

Минкус, в своих массовых исследованиях в течение 7 лет в народных и общеобразовательных школах, испытывал другие стороны ОДАРЕННОСТИ. Вследствие преждевременной смерти Минкуса, до сих пор обработана только небольшая часть результатов, им добытых (4 классных ступени от 12 до 15 лет испытаны одним тестом: заполнение недостающих союзов в довольно трудном тексте).

Произведенные мною вычисления дали в различных группах, представленную на рисунках 1, 2, 3, картину развития в связи с возрастом. Было сосчитано, сколько процентов содержащихся в тексте пропусков было заполнено правильно (решение) и сколько пропусков осталось незаполненными (пробелы). Первая кривая показывает, что у обоих полов замечаются значительное развитие с увеличением возраста, которая только у мальчиков (м) по середине (при переходе из народной школы в дополнительную школу) – обрывается. Рисунок второй отделяет хороших учеников от плохих, обнаруживая тот любопытный результат, что у хороших учеников прогресс заканчивается в 14 лет, а у плохих длится до 16 лет. Для способных учеников этот тест становится к 14 годам слишком лёгким для того, чтобы он мог быть чтобы он мог дать типический симптом  ОДАРЕННОСТИ, для слабых его трудность ещё достаточно велика, чтобы дать постепенно отрастающие количество решений. Рисунок 3-й, в котором деление проведено не по признаку способности, а социальных условий – странным образом дает противоположную картину: здесь старшие ученики, живущие в благоприятных социальных условиях, обнаруживают ещё прирост в успешности там, где менее обеспеченные уже более не прогрессируют. Это надо выразить так: чем легче задача, тем меньше её решение зависит от дарования и тем более оно зависит от условий, которые даются влиянием окружающего мира (влияние повышенной культуры речи).

Среди динамических условий ОДАРЕННОСТИ, улучшающихся с возрастом, прежде всего следует отметить силу детерминирующей тенденции. При каждом проявлении, ход психических процессов обусловлен определенной, поставленной самостоятельно или полученной извне, задачей; целевая установка — намерение, план — должна играть доминирующую роль по отношению к массе феноменов сознания, должна детерминировать их выбор и направление их сочетаний. Поскольку акт ОДАРЕННОСТИ не протекает мгновенно, его успешность зависит от того, обладает ли «детерминирующая тенденция» необходимой широтой расчлененностью (Gliederung) и выдержкой. Широта: — она должна учесть многообразие содержаний и процессов сознания для того, чтобы сделать выбор, соответствующий данной цели. Расчлененность: —  более сложный акт  ОДАРЕННОСТИ может достигнуть своей конечной цели лишь шаг за шагом: отдельные средства, служащие общей цели,

становятся промежуточными целями, достижение которых возможно благодаря детерминирующим тенденциям низшего порядка (должны быть устранены препятствия, добыты вспомогательные орудия, разрешены частичные задачи); но при всем том руководящее целевое направление не должно быть упущено из виду. Выдержка: высшие акты ОДАРЕННОСТИ, выполнение которых растягивается на большие периоды времени, требуют длительного сохранения одной и той же установки, сопротивляемости уклонениям, способности вновь подхватывать временно упущенные нити. 

Здесь мы снова подошли к пункту, где ОДАРЕННОСТЬ теснейшим образом связана с другими психическими функциями; ибо факторы детерминирующей тенденции вовсе не являются исключительно особенностями интеллектуальной деятельности; более того, первично они вообще не интеллектуального порядка, но являются признаками волевой сферы и сферы внимания. И самые высшие интеллектуальные задатки остаются бессильными, как тени, пока не получат притока жизненной силы от выявляющегося в детерминирующей тенденции господства воли. 

Повышение этой детерминирующей способности является одним из важнейших факторов развития: оно делает возможным то, что ребенок от простых, моментально разрешаемых, задач ОДАРЕННОСТИ переходит к более сложным, которые требуют планомерного расчленения и более продолжительного времени.

Неспособность младших возрастов к выполнению некоторых задач ОДАРЕННОСТИ обусловлена не тем, что у них отсутствуют необходимые психические предпосылки понимания, комбинирования и т.д., а тем, что детерминирующая тенденция у них недостаточно сильна, и, в связи с этим, использование постоянных вспомогательных приемов, в начале правильное, не может быть доведено до конца. Вследствие ослабления воли и преждевременного уменьшения напряжения внимания, начальная высота проявления ОДАРЕННОСТИ не соответствует высоте его в дальнейших стадиях действия.