Пятница, 03 Декабрь 2021 00:43

Александра Григорьевна Андреянова. Народный учитель.


Большое сердце.

 

По собственному желанию ушла Александра Григорьевна из районного отдела народного образования, которым заведовала. Ушла потому, что самозабвенно любит учительский труд, детей. И место директора школы она оставила добровольно, отказалась в пользу более молодой, по ее мнению, более энергичной учительницы

Из города в село она тоже поехала по велению сердца. Здесь, в Старой Рачейке. протекало ее детство. Отсюда провожала Александра Григорьевна мужа, добровольцем ушедшего на фронт. Он пал в бою. Велико было горе Аидреяновой, но сестре своей Маше, которая окончила в те дни медицинский институт, она тоже посоветовала ехать на фронт.

Александра Григорьевна и сама рвалась в армию. Ом хотела быть на переднем крае битвы советского народа против гитлеровских захватчиков. Но ей сказали, что ом нужнее в тылу. И Андреянова осталась. Коммунистка. она  здесь сражалась изо всех сил.

Работая инспектором, а потом заведующей Сызранским сельским районным отделом народного образования, Александра Григорьевна, право, не знала, где начинается и где кончалась ее служба. Райком партии часто посылал ее в колхозы. Она проводила беседы, рассказывала о положении на фронтах, вместе с колхозниками сеяла, жала, молотила.

Если выезжала в деревню по школьным делим, то не только помогала учителям советами, как лучше обучить и воспитывать детей, не только делилась с ними педагогическим опытом. Часто после уроков заведующая райено превращалась в дровосека или маляра, участвовала в ремонте школы, заготовке дров на зиму и т. д.

Во время одной из таких поездок ей сообщили из райкома партии, что в Сызрань прибывает из Ленинграда поезд с детьми. Встретить и приютить ребятишек поручалось отделу народного образования. У Александры Григорьевны появилась такая энергия, о которой она и сама не подозревала.

Она спешит в детский-дом села Заборовка, где решили поместить юных ленинградцев. Проверяет, все ли здесь подготовлено для встречи. Потом звонит по телефону председателям колхозов, чтобы не забыли прислать подводы, просит собрать побольше тулупов, беспокоится о продуктах, — словом, весь район был поднят ею на ноги.

Волнуясь, встречает она поезд, бежит по вагонам Дети — до чего же они истощены! Тихие, с потухшими глазами. Сердце защемило от боли. Никогда не забыть Александре Григорьевне того зимнего снежного пути. Она еле успевала от одних саней к другим: не замерз бы ребята! Одного получше укутает, другому скажет ласковое слово. А когда, наконец, прибыли в Заборовку, она с помощью колхозниц купала детей, кормила их, укладывала спать...

У людской радости есть удивительная особенность. Ее, как и всякую ценность, можно украсть. Но никто не может воспользоваться похищенной радостью —она тут же обращается в горечь. Иное дело, когда радость даришь людям. Тогда она и для тебя растет, расцветает, становится нужной, как жизнь.

 

Прошли годы. Дети из Ленинграда выросли, получили образование, разъехались в разные стороны, трудятся. Они с любовью вспоминают простую учительницу, которая отогрела их, стала для них второй матерью. Очень часто бывшие питомцы Александры Григорьевны так и обращаются к ней в своих письмах — «моя мама». Много радости доставляют ей эти письма. Кто сказал, что у нее нет семьи, детей? Какая мать имеет столько сыновей и дочерей?

...Впервые я встретил заслуженную учительницу школы РСФСР Александру Григорьевну Андреянову при необычных обстоятельствах. Было это в Сызрани. На главной улице у кинотеатра вдруг раздался крик. Стали собираться люди. Оказалось, что это безобразничает молодой парень...      

Одна из женщин сделала ему замечание. В ответ юнец выхватил из кармана бритву и полоснул ее пальто. Затем как ни в чем не бывало проследовал в кинотеатр. Пострадавшая, смущенная и напуганная, хотела было уйти. Но ее остановила Андреянова:

— Постойте, я запомнила негодяя. Он должен быть наказан! — решительно сказала она.

С помощью Александры Григорьевны хулиган был задержан. На суде она выступила свидетелем. А вернувшись домой, села за письмо в школу, где когда-то учился этот лоботряс.

«Дорогие мои товарищи! — писала она своим коллегам. — Только что в народном суде слушалось дело молодого человека, который учился в вашей школе. Посылаю вам копию приговора... Видимо, у вас в школе тоже часто говорят об усилении воспитательной работы. А смотрите, что случилось: ваш бывший ученик уже сидел в тюрьме. Вернувшись на свободу, он снова уклонялся от полезного труда. Разве школа не несет за это ответственности?

Чего стоят все наши разговоры об улучшении воспитания ребят, если даже только один из учеников становится впоследствии тунеядцем, преступником? Нет, не разговоров ждут от учителя, а великой душевной заботы о каждом ребенке, каждом подростке. Новый человек, о котором мы мечтаем, сам по себе не вырастет. Его надо воспитывать, за него надо бороться с умом и страстью революционер а...»

Спустя несколько лет в Куйбышеве на областном съезде учителей, слушая речь старейшей учительницы, я вновь вспомнил случай у кинотеатра в Сызрани.

«Детей надо учить не только читать, писать, считать, но и трудиться, дружить. Если мы не вырастим из них настоящих людей, то найдутся другие «учителя» и научат ребят совсем не тому, что надо. Сорная трава сама растет. А чтоб вырастить фруктовый сад, надо приложить немало труда, знаний, умения, — говорила А. Г. Андреянова. — Кое-кто из нас разумеет под воспитательной работой беседы на моральные темы, или, как говорят, воспитательные мероприятия. Разве можно этим ограничиваться? Нам надо развить в каждом ребенке все дарования, прививать ему высокие моральные качества, формировать и закалять характер. Тогда не страшны будут нашим воспитанникам никакие невзгоды, трудные испытания, то или иное дурное влияние. Всюду и везде любой из них останется Человеком!..»

И Александра Григорьевна поделилась с делегатами опытом своей многолетней работы. Она начинает воспитывать детей задолго до их поступления в школу. Также ведут дело все педагоги начальной школы села Старая Рачейка. Малышей готовят к учению в школе, когда они еще находятся в детском саду или воспитываются дома. Учителя идут к своим будущим питомцам, помогают воспитателям и родителям' подмечать и развивать у ребятишек все доброе и, наоборот, искоренять ростки дурных наклонностей, которые появляются порой и в раннем возрасте.

Совсем недавно, например, Александра Григорьевна отправилась со своими первоклассниками в детский сад, из которого поступает в школу новое поколение. Ученики и учительница читали малышам стихи, сказки, рассказывали про школу. Когда дети впервые переступают порог школы, их вначале учат, как нужно заходить в класс, сидеть за партой, здороваться со старшими. Потом они отправляются в путешествие по школе.

Вот клумба дружбы. Семена для нее прислали юные ленинцы из Таджикистана, Грузии, Молдавии. А пионеры Старой Рачейки отправили далеким друзьям гербарий местных растений и варенье, которое сами сварили из ягод, выращенных в школьном саду. Первоклассникам рассказывают о людях, которые строили школу, и о тех, кто тут раньше учился.

Многое узнают дети в учебном году. Они побывают в «доме, где живут книги», на ферме и в поле, встретятся со знаменитыми доярками и прославленными механизаторами. Их обязательно повезут на экскурсию в город, на гидроэлектростанцию имени В. И. Ленина.

— Смотрите, ребята, — скажет учительница, —это сделали ваши отцы и старшие братья! Учитесь у них! Подражайте им!..

Так шаг за шагом поведет учительница своих воспитанников вперед, откроет им целый мир. В школе их будут учить не только читать и писать, но и уважать друг друга, беречь то, что сделали старшие поколения. А главное — научат трудиться.

В педагогическом кабинете школы собрано много удивительных вещей: плакаты, по которым можно узнать, за что борется колхоз в этом году; детские рисунки; коллекция ракушек, присланная с далеких морских берегов; альбомы с фотографиями и письмами, рассказывающими о жизни героев-пионеров. Но, пожалуй, самое примечательное — библиотечка книжек-самоделок. Они созданы руками учеников. Эти книжки делались без подсказок учителей, которые для того и учат, для того и воспитывают ребят, чтобы они могли самостоятельно думать и действовать.

Школа, семья, колхоз — все в Старой Рачейке помогают друг другу воспитывать нового человека. И быть может, поэтому, заглянув в село, легко убедиться, что его жители, особенно дети и подростки,— люди воспитанные, культурные. С гостем поздоровается даже тот, кто видит его впервые, с душевной готовностью проведут, куда надо, расскажут обо всем.

С. Кузьменко
Куйбышевская область, с. Старая Рачейка
Очерк из книги "Народный учитель", 1968г.

Педагогика. Лучшие учителя. Опыт педагогов. Методики. Истории учителей.

  • All
  • воспитание
  • исследования
  • истории
  • легенды
  • педагогика
  • подростки
  • По дате
  • По алфавиту
  • Date
  • Random
  • 1. Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью,
    • педагогика
  • 1.Основы педагогического мастерства. Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее
    • педагогика
  • Пластика педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в классе, на состояние детей, успехи их деятельнос­ти. Она должна быть выразительной, демонстрировать
    • педагогика
  • Как мы можем изменить поведение издевательств с помощью раннего вмешательства. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Исследования показывают прямую корреляцию между частыми издевательствами в
    • воспитание
    • исследования
  • ... и почему противоядием является не наказание, а настоящая независимость. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Бунт в раннем подростковом возрасте предполагает сопротивление родительской власти.
    • воспитание
    • подростки
  • Уклонение от общения и взаимодействия со сверстниками может ограничить социальный рост. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Поскольку это может ограничить рост подростков, на
    • воспитание
    • подростки
  • Полезная родительская мантра для любого родителя подростков. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Ваши подростки не ненавидят вас. На самом деле, они хотят быть
    • воспитание
    • подростки
  • Оптимизм - это позитивный настрой, который может помочь нам прожить более долгую и здоровую жизнь. Вот как научить детей оптимизму. Оптимизм
    • воспитание
  • 8 августа 1956 года застенчивый и худой 15-летний мальчик прибыл в Сантос; менее чем через два года Пеле выиграл первый
    • истории
  • Новое исследование, опубликованное в Международном журнале экологических исследований и общественного здравоохранения, изучало последствия практики йоги и осознанности для психического здоровья
    • воспитание
    • исследования
  • Студия Ghibli известна своей захватывающей анимацией и рассказыванием историй с момента основания студии режиссерами Хаяо Миядзаки и Исао Такахатой и
    • исследования
  • Качественные изменения, которые претерпевает ОДАРЕННОСТЬ в ходе своего развития, можно лучше всего себе представить, сравнивая самые примитивные формы ее проявления
    • исследования
  • Зависимость одаренности от возраста влечет за собою то, что тот или иной задаток шаг за шагом развертывается в ряд потенций,
  • Количественная оценка одаренности может производиться в двояком смысле, — смотря по тому, понимается ли одаренность как способность или как умение (Fertigkeit).
    • исследования
  • Понятия «общей одаренности» и «единства» функций одаренности, о которых мы говорили выше, вовсе не означают однообразия; напротив, один человек может
  • Мы определили одаренность, как присущее человеку предрасположение, и, следовательно, все определения, которые психология персонализма пытается дать предрасположению — действительны и для
    • исследования
  • Новая психология, начавшая с изучения чувственных восприятий, затем перешедшая к представлениям и эмоциям, — за последние 20 лет обратилась к изучению
    • исследования
  • Важнейшее значение для эффективной деятельности педагога имеют его педагогические способности - качества личности, выражающиеся в склонности к работе с детьми. Выделяют
    • педагогика
  • Педагогическая деятельность представляет собой определенную структуру. Ее компонентами являются: гностический компонент (от греч. гнозис—познание), относящийся к сфере знаний педагога. Это
    • педагогика
  • Роль педагога в развитии общества исключительно важна. Он является своего рода преемственным звеном между прошлым и будущим, передавая опыт исторического
    • педагогика
  • Количественные методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между
    • педагогика
  • Важнейшую роль в педагогическом исследовании играют теоретические методы. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. К методам
    • педагогика
  • В соответствии с логикой научного исследования осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность наиболее
    • педагогика
  • Всякое педагогическое исследование, независимо от его масштабов и направленности, подчинено единой логике, имеет общую структуру, этапы осуществления. Структура исследования может
    • педагогика
  • Исследование в области педагогики (педагогическое исследование) - это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования,
    • педагогика
  • За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Усилилась ее направленность на формирование специальных умений в осуществлении научного исследования. Оно должно
    • педагогика
  • Методология педагогики - это система знаний об основах и структуре педагогической теории, подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, способах получения
    • педагогика
  • В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский; общенаучный; конкретно-научный; технологический. Содержание философского уровня методологии составляют общие принципы познания и
    • педагогика
  • Любая наука существует и развивается благодаря постоянному накоплению научных фактов, выводов, заключений. Они в свою очередь являются результатом активно осуществляющихся
    • педагогика
  • Процесс формирования личности включает в себя ее подготовку к жизни в обществе, «вхождение» в социальную среду. Это означает, что личность
    • педагогика
Загрузить ЕЩЕ load all