Коралл
— У нас не совсем обычная просьба: покажите свою рабочую лабораторию.
Ольга Филипповна недоуменно посмотрела и махнула рукой:
— Да нет у меня такой лаборатории, я же географ. Идемте лучше чай пить.
— Чай потом. Сначала лабораторию. Где тот коралл, которым, вы сразили своих ребят?
— А... коралл-то, правда, красавец.
Ольга Филипповна Лукутина вышла в коридор и через некоторое время принесла его.
— Один томский ученый ездил во Вьетнам и по моей просьбе привез. Когда ребятам рассказываю о ЮжноКитайском море, коралл в школу несу.
— Вот еще оттуда — кокосовый орех,— Ольга Филипповна положила на полированную поверхность стола большой шар. — Одно дело показать на картинке, другое— подержать каждому ученику в руках вот такой орех. Восприятие совсем другое!..
Рядом с орехом на столе появился гербарий.
— Из Артека. Наш школьник Леша Байченко привез, сам собрал и надписал, посмотрите.
— А как вам нравится этот кувшин и ковшики? Это болгарская керамика. Ребятам очень важно все это своими глазами увидеть.
На стол хозяйка поставила вазу с... веточками хлопчатника.
— Хлопок?
— Да. Из Узбекистана. Наш. советский. Ученик ездил с родителями на каникулы и привез.
— А вот... Это уже наша Сибирь. II гербарий, и даже рога лося. Давно мне их подарили, еще когда студенткой университета была. Нашего, томского. Каждое лето уезжала в экспедицию. И вот как-то в Васюганском районе подарили... А как вам нравится каслинское литье?..
Ольга Филипповна показала нам на отлитые фигуры оленей, льва, Нептуна, на бюст рабочего...
— Отец мужа был литейщиком, по наследству и мы любим литье.
А книги! Все издания М. Зикмунда и И. Ганзелки, в каждой — закладки со своими записями,. пометками. Учителю нетрудно догадаться: отмечены темы уроков. Прекрасно иллюстрированное «Утро космической эры», «Животные из моего альбома» Яна Соколовского, «Уральская-кладовая» Гроденского, живопись Венгрии, Вьетнама, книги о Болгарии, ГДР и других странах, о материках, реках, альбомы репродукций картин русских художников, путеводитель по сибирским рекам и сотни (да, сотни) других.
География, как выразилась Ольга Филипповна, заняла всю квартиру. Мы теперь тоже утонули-в море книг, справочников, альбомов, плакатов, рисунков.
— Кто же делал все эти рисунки, альбомы?
— В основном учащиеся. Помогали студенты, да и мои домашние: муж, сыновья.
Десятки толстых клеенчатых тетрадей. Они разбухли от вкладышей. Вырезки из газет, журналов, на листочках— стихотворения, цитаты. У Ольги Филипповны правило: получила свежую газету или журнал — читает с карандашом в руках. Она выписывает «Известия», «Комсомольскую правду», журналы «Вокруг света», «Новое время», «Огонек», «За рубежом», «Работница», «Уральский следопыт», «Наука и жизнь», «Техника — молодежи», «Агитатор», «География в школе»... А еще журналы социалистических стран, методические сборники...
И все будет использовано на уроке. Ольга Филипповна литературу и искусство знает и любит не менее, чем географию.
«Степь, только степь, и по краю ее плавные, убегающие друг от друга отроги Гиндукуша, над ними бледное.
Зноем истерзанное солнце... Из-под камня выбегает ключ, и люди и животные жадно приникают к его певучей прозрачной целомудренной поверхности».
Этот отрывок из статьи Ларисы Рейснер учительница приводит, характеризуя Афганистан, и у учащихся складывается яркое представление о природе страны.
На уроках географии часто звучат музыка и стихотворения классиков, советских поэтов.
Урал! Опорный край державы, Ее добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы. И славы нынешней боец,— слышим слова Твардовского на уроке об Урале.
Учительница часто прибегает к методу сравнения. И снова ей помогают литература, искусство, журналистика, живопись.
От этих сравнений легче перейти к другим, если можно так сказать, целевым:
— С каким районом можно сравнить Прибалтику по природным богатствам? Что общего у ней с этим районом и что их отличает?
Литературная аналогия очень помогает школьнику.
Смотрим ученические сочинения. Темы: «Города-герои», «Куба», «Амударья течет в Каспий», «Северное сияние», «Нефтепровод «Дружба», «Заповедники СССР», «Большая химия», «Томская область — край нефти и газа» — десятки увлекательных тем. Учащиеся изложили в них свои знания не только до географии, но и то, что узнали на уроках литературы истории, химии, физики, математики.
Лена Писарцева в докладе об Одессе рассказала о том, что она видела в этом замечательном городе-герое во время своей туристской поездки по югу страны. Задания меняются. Учитель предлагает несколько вопросов, на которые следует найти ответ в учебнике, составить конспект определенного параграфа, проанализировать диаграмму, схему, составить рассказ по рисунку, картине..
А на вопрос: «Почему западный район Украины является в основном сельскохозяйственным, хотя он богат полезными ископаемыми?» — учащиеся не найдут прямого ответа в учебнике; им нужно вспомнить материал истории, связать его со знанием всей темы «Украина».
Но что это — тоже география?! «Один гектар сибирского кедровника может дать 0,5—1 тонну орехов. Установить, сколько квадратных километров занято под кедровыми лесами в Иркутской области, и определить среднее возможное количество собранного ореха в данной местности, зная, что леса занимают в области 50 миллионов гектаров, а под кедровыми лесами занято 11,5 процента».
И ученики с увлечением решают задачу, каждому хочется быстрей узнать, сколько же орехов собирают в Иркутской области. Это было на уроках, когда изучалась Сибирь.
Или: «Сколько приходится на одного человека добываемого угля, выплавляемой стали, собираемого зерна».
Вот карты... Научить детей читать карту — это обязательное требование. В любом классе географическая карта постоянно заставляет учащихся обращаться к ней, анализировать, готовить собственные карты.
— Посмотрите на физическую карту СССР. Назовите крупные реки, протекающие по территории нашей страны! Какими характерными чертами отличаются эти реки? Чем они питаются?
Или такие задания:
— Составьте экономическую характеристику района, анализируя карту.
— Нанесите на карту Томской области месторождения нефти и газа.
Рабочую лабораторию заслуженной учительницы школы РСФСР О. Ф. Лукутиной невозможно вместить в какую-то комнату, в какой-то кабинет. Это — вея жизнь, со всеми ее событиями, новостями, открытиями, мир, увлекающий детей: И сам учитель словно тот же коралл, если он умеет увлечь, вселить мечту, рассказав о прекрасных страницах мира.
Т. Лопакова
г. Томск