Понедельник, 02 Май 2022 19:37

Лукутина Ольга Филлиповна. Народный учитель.

Коралл

 

— У нас не совсем обычная просьба: покажите свою рабочую лабораторию.

Ольга Филипповна недоуменно посмотрела и махнула рукой:

— Да нет у меня такой лаборатории, я же географ. Идемте лучше чай пить.

— Чай потом. Сначала лабораторию. Где тот коралл, которым, вы сразили своих ребят?

— А... коралл-то, правда, красавец.

Ольга Филипповна Лукутина вышла в коридор и че­рез некоторое время принесла его.

— Один томский ученый ездил во Вьетнам и по мо­ей просьбе привез. Когда ребятам рассказываю о ЮжноКитайском море, коралл в школу несу.

— Вот еще оттуда — кокосовый орех,— Ольга Филип­повна положила на полированную поверхность стола большой шар. — Одно дело показать на картинке, дру­гое— подержать каждому ученику в руках вот такой орех. Восприятие совсем другое!..

Рядом с орехом на столе появился гербарий.

— Из Артека. Наш школьник Леша Байченко привез, сам собрал и надписал, посмотрите.

— А как вам нравится этот кувшин и ковшики? Это болгарская керамика. Ребятам очень важно все это свои­ми глазами увидеть.

На стол хозяйка поставила вазу с... веточками хлоп­чатника.

— Хлопок?

— Да. Из Узбекистана. Наш. советский. Ученик ездил с родителями на каникулы и привез.

— А вот... Это уже наша Сибирь. II гербарий, и даже рога лося. Давно мне их подарили, еще когда студенткой университета была. Нашего, томского. Каждое лето уез­жала в экспедицию. И вот как-то в Васюганском районе подарили... А как вам нравится каслинское литье?..

Ольга Филипповна показала нам на отлитые фигуры оленей, льва, Нептуна, на бюст рабочего...

— Отец мужа был литейщиком, по наследству и мы любим литье.

А книги! Все издания М. Зикмунда и И. Ганзелки, в каждой — закладки со своими записями,. пометками. Учителю нетрудно догадаться: отмечены темы уроков. Прекрасно иллюстрированное «Утро космической эры», «Животные из моего альбома» Яна Соколовского, «Уральская-кладовая» Гроденского, живопись Венгрии, Вьетнама, книги о Болгарии, ГДР и других странах, о материках, реках, альбомы репродукций картин русских художников, путеводитель по сибирским рекам и сотни (да, сотни) других.

География, как выразилась Ольга Филипповна, заня­ла всю квартиру. Мы теперь тоже утонули-в море книг, справочников, альбомов, плакатов, рисунков.

— Кто же делал все эти рисунки, альбомы?

— В основном учащиеся. Помогали студенты, да и мои домашние: муж, сыновья.

Десятки толстых клеенчатых тетрадей. Они разбухли от вкладышей. Вырезки из газет, журналов, на листоч­ках— стихотворения, цитаты. У Ольги Филипповны пра­вило: получила свежую газету или журнал — читает с карандашом в руках. Она выписывает «Известия», «Ком­сомольскую правду», журналы «Вокруг света», «Новое время», «Огонек», «За рубежом», «Работница», «Ураль­ский следопыт», «Наука и жизнь», «Техника — молоде­жи», «Агитатор», «География в школе»... А еще журналы социалистических стран, методические сборники...

И все будет использовано на уроке. Ольга Филиппов­на литературу и искусство знает и любит не менее, чем географию.

«Степь, только степь, и по краю ее плавные, убегаю­щие друг от друга отроги Гиндукуша, над ними бледное.

Зноем истерзанное солнце... Из-под камня выбегает ключ, и люди и животные жадно приникают к его певу­чей прозрачной целомудренной поверхности».

Этот отрывок из статьи Ларисы Рейснер учительница приводит, характеризуя Афганистан, и у учащихся скла­дывается яркое представление о природе страны.

На уроках географии часто звучат музыка и стихот­ворения классиков, советских поэтов.

Урал! Опорный край державы, Ее добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы. И славы нынешней боец,— слышим слова Твардовского на уроке об Урале.

Учительница часто прибегает к методу сравнения. И снова ей помогают литература, искусство, журнали­стика, живопись.

От этих сравнений легче перейти к другим, если мо­жно так сказать, целевым:

— С каким районом можно сравнить Прибалтику по природным богатствам? Что общего у ней с этим райо­ном и что их отличает?

Литературная аналогия очень помогает школьнику.

Смотрим ученические сочинения. Темы: «Города-ге­рои», «Куба», «Амударья течет в Каспий», «Северное сияние», «Нефтепровод «Дружба», «Заповедники СССР», «Большая химия», «Томская область — край нефти и газа» — десятки увлекательных тем. Учащиеся изложи­ли в них свои знания не только до географии, но и то, что узнали на уроках литературы истории, химии, фи­зики, математики.

 Лена Писарцева в докладе об Одессе рассказала о том, что она видела в этом замечательном городе-герое во время своей туристской поездки по югу страны. Зада­ния меняются. Учитель предлагает несколько вопросов, на которые следует найти ответ в учебнике, составить конспект определенного параграфа, проанализировать диаграмму, схему, составить рассказ по рисунку, кар­тине..

А на вопрос: «Почему западный район Украины яв­ляется в основном сельскохозяйственным, хотя он богат полезными ископаемыми?» — учащиеся не найдут пря­мого ответа в учебнике; им нужно вспомнить материал истории, связать его со знанием всей темы «Украина».

Но что это — тоже география?! «Один гектар сибир­ского кедровника может дать 0,5—1 тонну орехов. Уста­новить, сколько квадратных километров занято под кед­ровыми лесами в Иркутской области, и определить сред­нее возможное количество собранного ореха в данной местности, зная, что леса занимают в области 50 миллио­нов гектаров, а под кедровыми лесами занято 11,5 про­цента».

И ученики с увлечением решают задачу, каждому хо­чется быстрей узнать, сколько же орехов собирают в Ир­кутской области. Это было на уроках, когда изучалась Сибирь.

Или: «Сколько приходится на одного человека добы­ваемого угля, выплавляемой стали, собираемого зерна».

Вот карты... Научить детей читать карту — это обяза­тельное требование. В любом классе географическая карта постоянно заставляет учащихся обращаться к ней, анализировать, готовить собственные карты.

— Посмотрите на физическую карту СССР. Назовите крупные реки, протекающие по территории нашей страны! Какими характерными чертами отличаются эти ре­ки? Чем они питаются?

Или такие задания:

 — Составьте экономическую характеристику района, анализируя карту.

— Нанесите на карту Томской области месторожде­ния нефти и газа.

Рабочую лабораторию заслуженной учительницы школы РСФСР О. Ф. Лукутиной невозможно вместить в какую-то комнату, в какой-то кабинет. Это — вея жизнь, со всеми ее событиями, новостями, открытиями, мир, увлекающий детей: И сам учитель словно тот же коралл, если он умеет увлечь, вселить мечту, рассказав о прекрасных страницах мира.

 


Т. Лопакова

г. Томск

Про лучших учителей, педагогов, о теории и практике образования и воспитания

  • Default
  • Title
Загрузить ЕЩЕ load all