Четверг, 09 Декабрь 2021 21:50

Николай Сергеевич Галкин. Народный учитель.

И в жизнь отправишь человека. 

Вот сидит он в школе за своим рабочим столом. Стоит побыть здесь минут десять, как тотчас убедишься, что хозяин любит порядок, ценит четкость и аккуратность. Многое лежит на столе Николая Сергеевича Галкина, но каждой папке, книге, тетради отведено свое место.

И еще одна картина. Николай Сергеевич работает в своем саду, сажает яблоню. Это — уже двадцать седьмое — дерево скоро примется и зацветет рядом с небольшим домиком, почти на самом обрыве у поймы реки Курбицы. Домик весело смотрит своими чистыми окнами на поля, на лесные сизые дали, на здание школы.

— Я сельский человек,— говорит Николай Сергеевич,— люблю-природу, деревенскую тишину и не могу жить в городе.

И это не пустые слова! Он верен своей Курбе, бывшей вотчине князей Курчских, старинному русскому селу, в котором родился, начал свой трудовой путь шестнадцатилетним подростком, заняв боевую в те годы должность библиотекаря-избача. Здесь же был избран, несмотря на молодость, депутатом сельского Совета.

Галкин любит свое дело, свою родную школу, в которой сам когда-то учился (как обрадовался он, когда увидел на старой-престарой парте знаки, позволившие ему установить, что он сидел за ней лет сорок назад!). Но больше всего он любит людей, с которыми живет, работает и которым отдает себя и все свои силы без остатка.

— Хорошего человека может воспитать только хороший человек, — любит повторять Николай Сергеевич.

Не легко, не просто, не гладко сложилась судьба Николая Сергеевича. Крестьянский сын, он так и не увидел ни разу в жизни своего Отца, погибшего в 1915 году в окопах, на передовой первой мировой, когда мальчику был только год.

Воспитывался он у своего деда. В 1930 году окончил школу крестьянской молодежи, был вожаком сельских комсомольцев в трудные годы коллективизации. Затем рабфак и далее без специального образования начало учительской работы. Это было в 1936 году, более чем тридцать лет назад. А затем — по обычным нелегким ступеням — учитель математики, завуч семилетней школы, завуч средней школы, заведующий районо и, наконец, директор Курбской средней школы.

Была и служба в Советской Армии, был фронт, о котором напоминают бережно хранимые четыре правительственные награды. Была и большая, многогранная партийная и общественная работа.

Николай Сергеевич Галкин — страстный партийный пропагандист, один из лучших лекторов района, член общества «Знание» и Педагогического общества.

Большой жизненный опыт, обширные, глубокие знания, тесная связь с жизнью совхоза — все это позволяет ему передавать людям самые разнообразные сведения из различных областей науки.

Не устаю я удивляться тому, как много читает Николай Сергеевич! В его личной библиотеке более шестисот томов, множество журналов, брошюр, справочников. Любимые писатели — Л. Толстой и М. Горький. В последний приезд в Курбу застал я своего друга за работой, может показаться, не первостепенной важности, по так хорошо гармонирующей со всем его обликом учителя, интеллигента, книголюба. Дело в том, что он решил составить собственный сборник афоризмов из произведений А. М. Горького. Первая общая тетрадь мудрых мыслей уже лежит на его рабочем столе.

Жалуется он, что мало может уделить времени па чтение, а между тем: успевает, умудряется знакомиться и с новинками советской и зарубежной фантастики (как физик, оправдывается он), и со всеми крупными произведениями в «толстых» журналах. Большие личные познания, культура, эрудиция приходят не потому, что человек часто бывает на семинарах да совещаниях,— это хорошо знает Николай Сергеевич. Они даются в основном только упорной самостоятельной работой по самообразованию.

В дни, когда пишу я эти строки, в Курбской средней школе время горячее. Идет подготовка к пятидесятилетию Великого Октября. Многое запланировано к юбилею, но главное, пожалуй, в том, что Николай Сергеевич расшевелил учителей-историков Василия Ивановича Воинова и Константина Михайловичи Волкова и начал вместе с ними, вместе с членами исторического кружка работу над историей села Курбы, которая по архивным документам может быть прослежена с 1426 года. Задумана история Курбской средней школы, существующей более ста лет, и история курбской пионерской организации. Уже сделано много находок и открытий. Самая последняя, на мой взгляд,., очень интересна. Юные историки узнали, что скромная пожилая женщина, ночная няня в школьном интернате, Елена Васильевна Евдокимова была самой первой пионерской вожатой в селе. Многое им она уже рассказала, многое обещала вспомнить.                     

Я иду с Николаем Сергеевичем по берегу реки Курбицы, показывает он мне на Копок и Гребешок — исторические места, описанные в трилогии В. Костылева «Иван Грозный», где сейчас ведут раскопки археологи, и все замечаю, что он то и дело оборачивается и посматривает назад. Там, на высоком удобном месте, стоит новая красавица школа, трехэтажное современное здание на пятьсот с лишним учащихся.

 Школа достраивается, рядом с ней вырастает интернат для детей колхозников на сто мест. Это любимое детище Николая Сергеевича. Когда смотрит он на новую школу или говорит о том, как трудно ее оборудовать, исходя из современных требований педагогической науки и местных возможностей, строгие обычно глаза его теплеют. Он улыбается и не скрывает своей большой радости, что нового человека еще легче и лучше будет теперь готовить в новых, светлых, просторных классах. «В новой школе и музей откроем»,— продолжает он вслух свои заветные мысли.

Слышал я, что общественность района отмечала пятидесятилетие Николая Сергеевича — он почти ровесник Великого Октября. Выло сказано много хороших слов, похвал, пожеланий; дипломов и грамот — целая стопа; но в одну из папок, помимо официальных поздравлении, были вложены чьи-то не очень умелые, но искренние, сердечные стихи, посвященные юбиляру, человеку, отдающему весь жар своего сердца другим:

 

Твой труд прекрасен и высок, Учитель!

Счастья нет дороже,

Когда впервые паренек

Тебе урок ответить сможет.

...Вот так прошли за годом год.

Да, быстротечны реки века,

Но ты трудов увидишь плод,

И в жизнь отправишь Человека!..

 

 

Ярославская обл., с. Курба

Ю. Мазилов

Очерк из книги "Народный учитель", 1968г.

 

Педагогика. Лучшие учителя. Опыт педагогов. Методики. Истории учителей.

  • All
  • воспитание
  • исследования
  • истории
  • легенды
  • педагогика
  • подростки
  • По дате
  • По алфавиту
  • Date
  • Random
  • 1. Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью,
    • педагогика
  • 1.Основы педагогического мастерства. Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее
    • педагогика
  • Пластика педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в классе, на состояние детей, успехи их деятельнос­ти. Она должна быть выразительной, демонстрировать
    • педагогика
  • Как мы можем изменить поведение издевательств с помощью раннего вмешательства. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Исследования показывают прямую корреляцию между частыми издевательствами в
    • воспитание
    • исследования
  • ... и почему противоядием является не наказание, а настоящая независимость. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Бунт в раннем подростковом возрасте предполагает сопротивление родительской власти.
    • воспитание
    • подростки
  • Уклонение от общения и взаимодействия со сверстниками может ограничить социальный рост. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Поскольку это может ограничить рост подростков, на
    • воспитание
    • подростки
  • Полезная родительская мантра для любого родителя подростков. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Ваши подростки не ненавидят вас. На самом деле, они хотят быть
    • воспитание
    • подростки
  • Оптимизм - это позитивный настрой, который может помочь нам прожить более долгую и здоровую жизнь. Вот как научить детей оптимизму. Оптимизм
    • воспитание
  • 8 августа 1956 года застенчивый и худой 15-летний мальчик прибыл в Сантос; менее чем через два года Пеле выиграл первый
    • истории
  • Новое исследование, опубликованное в Международном журнале экологических исследований и общественного здравоохранения, изучало последствия практики йоги и осознанности для психического здоровья
    • воспитание
    • исследования
  • Студия Ghibli известна своей захватывающей анимацией и рассказыванием историй с момента основания студии режиссерами Хаяо Миядзаки и Исао Такахатой и
    • исследования
  • Качественные изменения, которые претерпевает ОДАРЕННОСТЬ в ходе своего развития, можно лучше всего себе представить, сравнивая самые примитивные формы ее проявления
    • исследования
  • Зависимость одаренности от возраста влечет за собою то, что тот или иной задаток шаг за шагом развертывается в ряд потенций,
  • Количественная оценка одаренности может производиться в двояком смысле, — смотря по тому, понимается ли одаренность как способность или как умение (Fertigkeit).
    • исследования
  • Понятия «общей одаренности» и «единства» функций одаренности, о которых мы говорили выше, вовсе не означают однообразия; напротив, один человек может
  • Мы определили одаренность, как присущее человеку предрасположение, и, следовательно, все определения, которые психология персонализма пытается дать предрасположению — действительны и для
    • исследования
  • Новая психология, начавшая с изучения чувственных восприятий, затем перешедшая к представлениям и эмоциям, — за последние 20 лет обратилась к изучению
    • исследования
  • Важнейшее значение для эффективной деятельности педагога имеют его педагогические способности - качества личности, выражающиеся в склонности к работе с детьми. Выделяют
    • педагогика
  • Педагогическая деятельность представляет собой определенную структуру. Ее компонентами являются: гностический компонент (от греч. гнозис—познание), относящийся к сфере знаний педагога. Это
    • педагогика
  • Роль педагога в развитии общества исключительно важна. Он является своего рода преемственным звеном между прошлым и будущим, передавая опыт исторического
    • педагогика
  • Количественные методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между
    • педагогика
  • Важнейшую роль в педагогическом исследовании играют теоретические методы. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. К методам
    • педагогика
  • В соответствии с логикой научного исследования осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность наиболее
    • педагогика
  • Всякое педагогическое исследование, независимо от его масштабов и направленности, подчинено единой логике, имеет общую структуру, этапы осуществления. Структура исследования может
    • педагогика
  • Исследование в области педагогики (педагогическое исследование) - это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования,
    • педагогика
  • За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Усилилась ее направленность на формирование специальных умений в осуществлении научного исследования. Оно должно
    • педагогика
  • Методология педагогики - это система знаний об основах и структуре педагогической теории, подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, способах получения
    • педагогика
  • В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский; общенаучный; конкретно-научный; технологический. Содержание философского уровня методологии составляют общие принципы познания и
    • педагогика
  • Любая наука существует и развивается благодаря постоянному накоплению научных фактов, выводов, заключений. Они в свою очередь являются результатом активно осуществляющихся
    • педагогика
  • Процесс формирования личности включает в себя ее подготовку к жизни в обществе, «вхождение» в социальную среду. Это означает, что личность
    • педагогика
Загрузить ЕЩЕ load all