Пятница, 10 Декабрь 2021 14:18

Выготский Лев Семенович


Лев Семёнович Выготский (1896-1934) — советский психолог.

Основатель марксистской исследовательской традиции изучения высших психологических функций и построения авангардной футуристической науки о «новом человеке» коммунистического будущего (альтернативное название: «вершинной психологии») и новой психологической теории сознания.

 

Выготский впервые в российской психологии начал изучать соотношение обучения и развития человека. Под термином “развитие” он понимал постепенные изменения в физиологии, поведении и мышлении ребенка. Они происходят со временем под воздействием окружающей среды и естественных процессов в организме.

Изменения происходят в нескольких областях:


Физической – изменения в строении мозга, внутренних органов, двигательных и сенсорных навыков.


Когнитивной – в психических процессах, умственных способностях, воображении, речи, памяти.


Психосоциальной – в поведении личности и эмоциях.


Эти области развиваются одновременно и связаны между собой. Появляется необходимость в составлении примерного графика появления конкретных форм поведения у детей. Лев Семенович Выготский разрабатывал учение о возрасте как центральной проблемы и теоретической психологии. А также педагогической практики. 

На основании изучения развития детей, он создал несколько новых направлений в психологической педагогике, таких как педология и коррекционная педагогика. Его идеи легли в основу новой демократической школы.В процессе психологических исследований ученый перешел к анализу процесса развития ребенка, а также его воспитания. Но так как изучением проблем воспитания занимается педагогика, Выготский принялся исследовать и в этом направлении.На основании того, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка, в начале XX века была основана педагогическая психология. Выготский утверждал, что каждый педагог должен в своей работе полагаться на опыт и знание закономерностей психологии. Но педагогическая психология не могла решить многих проблем педагогики. В итоге, проводя свои исследования, ученый увлекся новой наукой педологией – комплексной наукой о полном возрастном развитии ребенка, и добился в ней огромных успехов. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения различных наук: педагогики, биологии, психологии, социологии, педиатрии, антропологии. Основной проблемой педологии стала социализация ребенка.

 

Биография

      Лев Симхович Выгодский (в 1923 году изменил фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 года в Орше в семье выпускника Харьковского коммерческого училища, купца Симхи Лейбовича (Семёна Львовича) Выгодского (1869—1931), уроженца Полоцка, из купеческой семьи, и его жены, учительницы Ципы (Цецилии) Моисеевны Выгодской (1874—1935). Он был вторым из восьмерых детей. Уже через год семья перебралась в Гомель, где отец получил должность заместителя управляющего (впоследствии управляющего) местного отделения Соединённого банка и занимался лесоторговлей, состоял членом гомельского уездного и городского налоговых комитетов, входил в совет директоров филиалов Орловского коммерческого и Соединённого банков. Семья Выгодских была вполне зажиточной: вместе с другими наследниками покойного брата отца они владели домом в Гомеле[24]. Образованием детей занимался частный учитель Шолом Мордухович (Соломон Маркович) Ашпиз (1876—после 1940), известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе гомельской социал-демократической организации. Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский (1893—1943). После гибели отца в 1897 году Давид Выгодский с братом, сестрой и матерью Двосей Яковлевной жил в семье дяди — Семёна Львовича Выгодского и воспитывался вместе с его восемью детьми. Л. С. Выгодский впоследствии изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность Д. И. Выгодского.

       Получив начальное образование дома, Л. С. Выготский сдал экзамены за 5 классов и поступил в 6-й класс казённой гимназии, закончил последние два класса в частной еврейской мужской гимназии А. Е. Ратнера. Продолжал заниматься древнееврейским, древнегреческим, латинским и английским языками с частными учителями, самостоятельно изучил эсперанто. В 1913 году поступил на медицинский факультет Московского университета, но вскоре перевёлся на юридический. Будучи студентом, написал двухсотстраничное исследование «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира» (1916), которое по окончании университета представил в качестве дипломной работы (опубликовано в 1968 году приложением ко второму изданию «Психологии искусства»). В 1916 году опубликовал статьи на литературные темы в посвящённом вопросам еврейской жизни еженедельнике «Новый путь» (в котором он работал техническим секретарём): «М. Ю. Лермонтов (к 75-летию со дня смерти)» и «Литературные заметки (Петербург, роман Андрея Белого)»; опубликовался также в издававшейся Максимом Горьким «Летописи» и «Новом мире». До 1917 года включительно активно писал на темы еврейской истории и культуры, выражая неприятие антисемитизма в русской литературе и негативное отношение к идеям социализма и коммунизма[36].

        В 1917 году бросил занятия на юридическом факультете Московского университета и закончил обучение на историко-философском факультете Университета им. Шанявского. После октябрьской революции 1917 года на непродолжительное время переехал в Самару, а затем вернулся в Гомель, после чего с матерью и младшим братом предпринял поездку в Киев (1918), но затем вернулся в Гомель, территориально подчинённый в ту пору Украинской державе, где в это время жили его родители. В 1919 году заболел лёгочным туберкулёзом. В 1919—1923 годах вместе с двоюродным братом Давидом Выгодским работал учителем литературы в советской трудовой школе и педагогическом техникуме, а также в профтехшколах печатников и металлистов, на вечерних курсах Губполитпросвета, на курсах по подготовке работников дошкольных учреждений, на летних курсах по переподготовке учителей, курсах культработников деревни, курсах Соцвоса, в народной консерватории и на рабфаке. Одновременно в 1919—1921 годах заведовал сначала театральным подотделом Гомельского отдела народного образования, затем художественным отделом при Губнаробразе, опубликовал более восьмидесяти театральных рецензий в газетах «Полесская правда» и «Наш понедельник» (38 из которых были переизданы посмертно). В 1922 году заведовал издательским отделом издательства «Гомпечать», в 1923—1924 годах был литературным редактором издательского отдела Гомельского губернского управления партийной и советской печати. Издал сборник стихов И. Г. Эренбурга (1919) и один номер литературного журнала «Вереск» (с Д. И. Выгодским, 1922).

       В конце 1922 года поступил на работу преподавателем Гомельского педагогического техникума, а в первой половине 1923 года был занят организацией психологической лаборатории. На протяжении нескольких летних месяцев 1923 года Выготский руководил экспериментальной работой студентов Московского педологического института в кабинете-лаборатории при Гомельском педагогическом техникуме. Результаты этой работы были оформлены в виде докладов осенью 1923 года и были представлены Выготским в трёх выступлениях на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде в начале января 1924 года, став, таким образом, его первым выступлением на научных конференциях. Именно на этом съезде Выготский встретил А. Р. Лурию, который был в ту пору секретарём Института экспериментальной психологии в Москве и поспособствовал его приглашению в институт в качестве аспиранта (директор института — К. Н. Корнилов). В дальнейшем это знакомство и приглашение послужили основой длительного научного альянса и сотрудничества этих двух исследователей, составивших костяк так называемого Круга Выготского — Лурии.

В 1924 году переехал в Москву, где прожил последнее десятилетие своей жизни (сюда же вскоре перебралась вся семья — отец Л. С. Выготского в последние годы жизни служил управляющим Арбатским отделением Промышленного банка).

По приглашению А. Р. Лурии работал (с 1924) в Институте экспериментальной психологии при Московском университете. Общался с А. Н. Леонтьевым, Н. А. Бернштейном, Р. О. Якобсоном, В. Б. Шкловским, И. Г. Эренбургом, О. Э. Мандельштамом, С. М. Эйзенштейном. Преподавал в МГУ и 2-м МГУ. Читал лекции в различных вузах в Ленинграде и Харькове. Активный период творчества Выготского в области психологии, неврологии, дефектологии и педологии пришёлся на вторую половину 1920-х — начало 1930-х.

Летом 1925 года предпринял свою единственную поездку за границу — в качестве ответственного работника Наркомпроса посетил Международную конференцию по просвещению глухонемых детей (20—24 июня) в Лондоне[45][46]. По возвращении из поездки был госпитализирован на долгий срок, а потому его диссертация была принята к защите (и зачтена как защищённая) в конце 1925 года в отсутствие автора. Весь следующий 1926 год провёл на инвалидности и, с точки зрения его послужного списка, официально нигде не работал.

19 декабря 1927 года В. П. Кащенко был освобождён от занимаемой должности директора Медико-педагогической станции, а на его место был назначен Л. С. Выготский, который оставался на этой должности до 10 октября 1928 года и был уволен по собственному желанию. В 1929 году на базе Медико-педагогической станции был учреждён Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ). Его первым заведующим был Азбукин Дмитрий Иванович (заместитель — Розенталь Лия Ян., зав. научно-педагогич. частью — Л. В. Занков), а с 1930 года на руководство этим учреждением был назначен И. И. Данюшевский. Выготский был приглашён в ЭДИ на внештатную должность консультанта и научного руководителя психологических лабораторий.

В 1930 г. в ходе инспекторских и аудиторских проверок Института экспериментальной психологии РАНИОН комиссией Рабкрина была выявлена неэффективность работы этого научного учреждения и нецелевое расходование выделенных бюджетных средств. В результате в ноябре 1930 г. Корнилов был отставлен от руководства институтом, институт был фундаментально реорганизован, а директором был назначен А. Б. Залкинд. Всего несколько месяцев спустя, в конце зимы — весной 1931 года, в реорганизованном и переименованном институте под руководством Залкинда и при активном участии Выготского, Лурии и др. прошла критическая научная дискуссия по обсуждению теоретических положений и практического применения так называемой «реактологической» концепции Корнилова (иначе: «реактологии» Корнилова), в ходе которой это направление в психологии было раскритиковано и снято с повестки дня института. Тогда же была изменена организационная структура института, в результате чего некоторые сотрудники утратили свои руководящие позиции (например, в составе расформированного коллективного органа управления — коллегии института). Другие сотрудники, напротив, пошли на повышение: так, например, в результате чисток и реорганизации руководящего аппарата сотрудник института с 1924 года Лев Выготский получил продвижение по службе и был переведён с должности «сотрудника 1 разряда» в «действительные члены» института (см. запись 24 от 1 марта 1931 года в трудовой книжке Выготского).

Работал также в ряде правительственных, образовательных, медицинских и исследовательских организаций в Москве, Ленинграде, Харькове и Ташкенте. В самом начале 1934 года Выготский был приглашён во Всесоюзный институт экспериментальной медицины, который создавался в то время в Москве, для организации в нём сектора психологии. Тем не менее этим планам не суждено было реализоваться: Выготский был госпитализирован в мае и 11 июня 1934 года скончался в Москве от туберкулёза.

Выготский прожил 37 лет. У него был туберкулёз, которым он заболел в молодости и с которым безуспешно боролся. Когда весной 1934 года из-за очередного приступа болезни его отвезли в санаторий в Серебряный бор, он взял с собой только одну книгу — шекспировского «Гамлета». В своей работе о «Гамлете» он ещё в юности написал: «Не решимость, а готовность — таково состояние Гамлета». Медсестра, лечившая Выготского, вспоминает, что его последние слова были: «Я готов». Урна с прахом Л. С. Выготского была захоронена на Новодевичьем кладбище.

 

Философия.

В то время считалось, что развитие ребенка направлено от индивидуального психического мира к внешнему миру, т.е. к социализации. Выготский первый выдвинул утверждение о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка – это просто две разные формы одной и той же психической функции, и они не противостоят друг другу.

Он считал социальную среду источником развития личности. Ребенок может впитывает те виды деятельности, которые пришли к нему из окружающего мира. Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как выполняют эти действия другие люди.

То есть внешняя социальная и предметная деятельность, переходят во внутренние структуры психики, и через общую социально-символическую деятельность взрослых и детей формируется основа психики ребенка.


Выготским был сформулирован основной закон культурного развития ребенка, заключающийся в том, что любая функция в развитии появляется два раза – сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом.


Выготский считал этот закон определяющим развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли. Ученый разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология. Цель этой науки социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Это была революция в дефектологии. Он связал специальную коррекционную педагогику с педагогикой нормального ребенка. Он считал, что личность особого ребенка формируется так же, как и у обычных детей. Достаточно социально реабилитировать аномального ребенка, и его развитие пойдет по обычному руслу. Его социальная педагогика должна была помочь ребенку снять отрицательные социальные наслоения, вызванные дефектом. Сам дефект не есть причина аномального развития ребенка, это лишь следствие неправильной социализации.

Запустив реабилитацию, можно запустить и компенсаторные возможности организма особого ребенка. Очень эффективной для восстановления нормального развития особых детей стала идея зоны ближайшего развития.

Ученый составил программу, которая в психологии определила его путь, искать объяснение внутренних психических процессов, вне организма, с взаимодействием его окружающей средой. Ученый считал, что можно только в развитии понять эти психические процессы. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.

У каждого ребенка своя ближайшая зона развития:

  • зависит от ребенка и его потребностей;
  • от возможностей;
  • от готовности учителей и родителей оказать помощь в развитии ребенка.

Выготский считал, что воспитатель должен быть лишь наблюдателем, правильно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.

Воспитание становится активным процессом и рассматривается с трех сторон:

  1. ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);

  2. воспитатель активен (он наблюдает и помогает);

  3. среда между ребенком и воспитателем активна.

Идеи Выготского воплощали в жизнь такие педагоги как Блонский, Венцель, Шацкий и другие.

Проверялась педологическая теория на базе школы: работали кабинеты педологической и психологической диагностики; осуществлялся постоянный медицинский и психологический контроль; создавались классы по принципу педологического возраста ребенка.

Так же Выготский утверждает, что ребенок быстро осваивает окружающий мир и развивается, если общается со взрослым. При этом взрослый должен быть заинтересован в общении. Очень важно вознаграждать ребенка за речевое общение.


Речь – это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. Она способна перестраивать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с чисто эмоциональным смыслом.


Отчасти это подтверждается модной тенденцией – родители стремятся максимально развивать своих детей, не учитывая ихний потенциал и способности. Это резко нарушает психику и здоровье детей, снижает мотивацию к дальнейшему обучению.

Выготский не являлся автором методик, его теоретические разработки и наблюдения, вошли в основу практических систем известных педагогов. Исследования Выготского продолжали его ученики и последователи, давая им практическое применение. Особенно его идеи видятся актуальными сейчас.

Основные идеи этого знаменитого российского психолога и педагога, касающиеся школы и процессов образования и воспитания, были сформулированы в его книгах, 1926 года «Педагогическая психология», и изданной в 1935 году книге «Умственное развитие ребенка в процессе обучения».

Вот некоторые из них: "В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность". Главная роль учителя в том, что он активно вмешивается в воздействие на ребенка социальной среды, организует это воздействие и направляет его. Овладение ребенком системой социальных отношений в обществе, его самоопределение как члена общества - задача учителя.

"Определяющим моментом в воспитательном процессе является сознание того, для чего производится то или иное действие, для чего заучивается материал". Знания, получаемые в школе, не должны быть "кладом в пустыне", мертвым грузом, оторванным от запросов жизни. "Если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен позаботиться о том, чтобы это было интересно", потому что деятельность школьника движется интересом.

"...В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания". По Выготскому, ошибочно мнение, что нужны максимальная наглядность, доступность, облегченность учебного материала. Наоборот, нужно создавать затруднения для ребенка "как отправные точки для его мыслей": ведь "мышление всегда возникает из затруднения".

В процессе учения должно складываться общее целостное представление ребенка о мире, обществе, о самом себе. Но и в рамках отдельного предмета ученик должен понимать общую связь материала. Между тем в старой школе система учебников и система преподавания были построены на отсутствии такой руководящей связи.

Только труд приучает школьника к контролю за достигнутым результатом, ибо отметка остается для школьника "чем-то посторонним и оторванным от самого процесса работы". Именно в коллективном труде подросток по-настоящему входит в коллектив, живет его интересами и приучается координировать свои цели, действия, потребности с целями, действиями, потребностями других.

Одним словом, "школа должна пронизать и окутать ребенка тысячами социальных связей, которые помогли бы выработке нравственного характера... Воспитывать - значит организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети". Отсюда специфические требования к учителю. Главная его функция в том, что он вводит учеников в жизнь. А сама "жизнь при этом раскрывается как система творчества... ".

 

 

 

Педагогика. Лучшие учителя. Опыт педагогов. Методики. Истории учителей.

  • All
  • воспитание
  • исследования
  • истории
  • легенды
  • педагогика
  • подростки
  • По дате
  • По алфавиту
  • Date
  • Random
  • 1. Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью,
    • педагогика
  • 1.Основы педагогического мастерства. Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее
    • педагогика
  • Пластика педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в классе, на состояние детей, успехи их деятельнос­ти. Она должна быть выразительной, демонстрировать
    • педагогика
  • Как мы можем изменить поведение издевательств с помощью раннего вмешательства. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Исследования показывают прямую корреляцию между частыми издевательствами в
    • воспитание
    • исследования
  • ... и почему противоядием является не наказание, а настоящая независимость. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Бунт в раннем подростковом возрасте предполагает сопротивление родительской власти.
    • воспитание
    • подростки
  • Уклонение от общения и взаимодействия со сверстниками может ограничить социальный рост. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Поскольку это может ограничить рост подростков, на
    • воспитание
    • подростки
  • Полезная родительская мантра для любого родителя подростков. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Ваши подростки не ненавидят вас. На самом деле, они хотят быть
    • воспитание
    • подростки
  • Оптимизм - это позитивный настрой, который может помочь нам прожить более долгую и здоровую жизнь. Вот как научить детей оптимизму. Оптимизм
    • воспитание
  • 8 августа 1956 года застенчивый и худой 15-летний мальчик прибыл в Сантос; менее чем через два года Пеле выиграл первый
    • истории
  • Новое исследование, опубликованное в Международном журнале экологических исследований и общественного здравоохранения, изучало последствия практики йоги и осознанности для психического здоровья
    • воспитание
    • исследования
  • Студия Ghibli известна своей захватывающей анимацией и рассказыванием историй с момента основания студии режиссерами Хаяо Миядзаки и Исао Такахатой и
    • исследования
  • Качественные изменения, которые претерпевает ОДАРЕННОСТЬ в ходе своего развития, можно лучше всего себе представить, сравнивая самые примитивные формы ее проявления
    • исследования
  • Зависимость одаренности от возраста влечет за собою то, что тот или иной задаток шаг за шагом развертывается в ряд потенций,
  • Количественная оценка одаренности может производиться в двояком смысле, — смотря по тому, понимается ли одаренность как способность или как умение (Fertigkeit).
    • исследования
  • Понятия «общей одаренности» и «единства» функций одаренности, о которых мы говорили выше, вовсе не означают однообразия; напротив, один человек может
  • Мы определили одаренность, как присущее человеку предрасположение, и, следовательно, все определения, которые психология персонализма пытается дать предрасположению — действительны и для
    • исследования
  • Новая психология, начавшая с изучения чувственных восприятий, затем перешедшая к представлениям и эмоциям, — за последние 20 лет обратилась к изучению
    • исследования
  • Важнейшее значение для эффективной деятельности педагога имеют его педагогические способности - качества личности, выражающиеся в склонности к работе с детьми. Выделяют
    • педагогика
  • Педагогическая деятельность представляет собой определенную структуру. Ее компонентами являются: гностический компонент (от греч. гнозис—познание), относящийся к сфере знаний педагога. Это
    • педагогика
  • Роль педагога в развитии общества исключительно важна. Он является своего рода преемственным звеном между прошлым и будущим, передавая опыт исторического
    • педагогика
  • Количественные методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между
    • педагогика
  • Важнейшую роль в педагогическом исследовании играют теоретические методы. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. К методам
    • педагогика
  • В соответствии с логикой научного исследования осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность наиболее
    • педагогика
  • Всякое педагогическое исследование, независимо от его масштабов и направленности, подчинено единой логике, имеет общую структуру, этапы осуществления. Структура исследования может
    • педагогика
  • Исследование в области педагогики (педагогическое исследование) - это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования,
    • педагогика
  • За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Усилилась ее направленность на формирование специальных умений в осуществлении научного исследования. Оно должно
    • педагогика
  • Методология педагогики - это система знаний об основах и структуре педагогической теории, подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, способах получения
    • педагогика
  • В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский; общенаучный; конкретно-научный; технологический. Содержание философского уровня методологии составляют общие принципы познания и
    • педагогика
  • Любая наука существует и развивается благодаря постоянному накоплению научных фактов, выводов, заключений. Они в свою очередь являются результатом активно осуществляющихся
    • педагогика
  • Процесс формирования личности включает в себя ее подготовку к жизни в обществе, «вхождение» в социальную среду. Это означает, что личность
    • педагогика
Загрузить ЕЩЕ load all