Пятница, 03 Декабрь 2021 22:00

Воскресенский Валентин Гемеллович. Народный учитель.


Верность призванию.

 

Каждому учителю памятен первый урок. Запомнился он и заслуженному учителю школы РСФСР Валентину Гемелловичу Воскресенскому. Запечатлелся до мелочи, до пустяка.

И тревожное поскрипывание половиц в школьном коридоре, и холодное прикосновение дверной ручки, и десятки настороженных детских глаз, устремленных на него, и первые слова, произнесенные каким-то странным голосом, словно говорил не он, а кто-то другой, посторонний.

И как было не волноваться тогда Валентину. Ведь сам он был немногим старше сидящих перед ним деревенских ребят. Совсем близкими были те годы, когда он вот так же, как эти мальчишки и девчонки, сидел за партой, внимательно вслушиваясь в каждое слово учителя. А сейчас сам учитель.

Конечно, было бы неверно предполагать, что сразу, с первых дней, Валентин Гемеллович стал сложившимся учителем. Нет, были и неудачи, огорчения, сомнения в выбранном пути. Но все это постепенно отступало перед тем главным, что увидел Валентин в своей профессии. А это главное, пожалуй, состояло в постоянной реакции на его работу, на его поступки.

Если обыкновенное зеркало отражает внешний вид человека, то класс, школа, ученики были особым зеркалом, в котором Валентин видел отражение своего внутреннего мира. Удачный урок, хорошее слово, доброе дело всегда находили отзвук в том сложном живом организме, который именуется школой.

Шли дни, недели, месяцы. Сменялись уроки, четверти, учебные годы. Втянулся в свою работу, полюбил ее Валентин.' Может быть, тогда появилась светлая улыбка творческой удовлетворенности, которую теперь почти всегда можно прочитать на его лице.

О многих учителях говорят: они нашли свое призвание. Можно, конечно, сказать подобное и про Воскресенского. Но этого, пожалуй, недостаточно. Есть более точное определение— одержимость. Да, Валентина Гемелловича с полным основанием можно отнести к когорте одержимых. Это безмерное увлечение своим делом, которое позволяет сквозь пальцы смотреть на материальные трудности, на бытовые неурядицы, стоически переносить личные неудачи.

В трудное и ответственное для страны время началась педагогическая деятельность Воскресенского. В тридцатых годах переступил он порог школы. И сельский учитель всегда находился в гуще жизни. На каждом сельском сходе, на каждом вечере в клубе можно было увидеть комсомольца Валентина Воскресенского Учительская работа, общественные обязанности — все ото занимало уйму времени. Но, урывая часы от сна и отдыха, Валентин учился. Он заочно окончил Вичугское педагогическое училище Ивановской области.

В 1942 году Валентин был призван в ряды Советской Армии.

 В строевое подразделение ему не довелось попасть ввиду болезни. Служил он в частях по охране важных военных объектов. Демобилизовался в 1948 году. И снова, как шестнадцать лет назад, много думал о предстоящей работе.

Назначение получал Воскресенский в Вязниковском районо. Заведующий предложил вакантное место директора Мстерской средней школы.

 — Нет, — ответил Воскресенский. — Думаю заниматься непосредственно педагогической работой. А директора многое отвлекает.

— Куда ж вас направить? — Заведующий, удивленно поглядел на Воскресенского. — Уж не в Третьяков скую ли школу? Есть у нас такая. Небольшая, двухкомплектная.

— Что ж,— ответил серьезно В. Г. Воскресенский,— Третьяковская, так Третьяковская.

В сентябре 1948 года Воскресенский был назначен заведующим Третьяковской начальной школой Вязниковского района Владимирской области.

До; революции школы в Третьякове не было. На возвышенном месте, где она сейчас расположёна, был так называемый загон, участок малоплодородной, песчаной земли. Считалось несчастьем, если она кому-либо доставалась в надел. Внешне красивым выглядел окаймленный березовым и сосновым лесом холм, но толку от него было мало.

И как-то на сходе, уже в 1923 году, один из самых уважаемых жителей деревни, бывший партизан, участник гражданской войны Григорий Герасимович Устинов, предложил:

— А что, мужики, может, построить на загоне школу? —Дело хорошее,— поддержал брат Григория Илья Герасимович. — Да осилим ли?

— Осилим. Сельсовет поможет. Да и необязательно строить новую. Вон в селе Ногуеве пустует здание волостного управления. Просторное, светлое. Чем не школа? Перевезем дом в Третьякове. Давно пора свою школу иметь. А то ребятишкам бегать далеко приходится.

На том и порешили. И вот в 1924 году, примерно метрах в двухстах от Третьякова, на живописном загоне выросло здание начальной школы. Сотни третьяковцев обучались здесь грамоте, получали первые знания по основам наук.

Когда пришел сюда В. Г. Воскресенский, здесь обучалось пятьдесят детей колхозников. В первые дни йо приезде в Третьякове Валентин Гемеллович не увидел их в классе. Дело было в августе. Ребятишки находились на каникулах. Но, узнав о приезде нового учителя, многие из них прибежали в школу. Застали они Валентина Гемелловича за весьма странным занятием. Он ползал по полу с рубанком и тщательно выстругивал половицы. Один любопытный мальчишка приблизился.

— Как тебя звать? — спросил учитель.

— Алеша.

Вот это что такое, Алеша? — спросил учитель, указав на большое темное пятно, окрасившее чуть не половину половицы.

— Чернила, — ответил Мальчик.

— А ты не помнишь, кто их пролил?

— Не помню.

— Жаль, — сказал учитель.— А то бы я его попросил помочь мне. А сейчас вот придется самому.

Он снова взял в руки рубанок. Несколько быстрых, ловких движений, и темного пятна на полу как не бывало. От него остались только голубоватые стружки.

— Вы плотник? — спросил мальчик.

—. Нет, я ваш новый учитель.

Дети окружили Валентина Гемелловича.

— Так вот, ребята,— сказал учитель.—Давайте договоримся раз и навсегда. В школе не мусорить. Соблюдать чистоту. Знаю я такой хороший лозунг: «В нашей школе есть закон: вход неряхам запрещен». Думаю повесить его над входом в класс. Согласны?

— Согласны! — закричали ребята.

— Ну, а теперь помогите мне убрать класс.

Так состоялось первое знакомство учителя со своими будущими питомцами.

Приняв Третьяковскую школу, В. Г. Воскресенский прежде всего решил позаботиться о том, чтобы она лучше выглядела и была обеспечена всем необходимым. Когда ребята на другой день явились посмотреть, что делает новый учитель, он поделился с ними планами, которые очень заинтересовали детей.

— Пустынно около нашей школы, ребята, сказал он. — А почему бы не создать здесь сад, посадить яблони, вишни, груши, разбить цветник...

Идея была одобрена, ребята взялись за дело. Вскоре после начала нового учебного года закипела работа на пришкольном участке. Ребята приносили из своих садов саженцы яблонь, груш, вишен и вместе с учителем заботливо высаживали их около школы.

Дети пригласили на помощь родителей. Пришли отцы и матери с топорами, лопатами. Они взялись за подготовку изгороди вокруг пришкольного участка. Площадь немалая. Больше гектара. И вскоре вся она была обнесена стройным частоколом. В. Г. Воскресенский попросил родителей помочь соорудить около школы физкультурную площадку. И за это взялись с энергией. Колхоз выделил строительный материал. Застучали топоры, зазвенели пилы на школьном дворе. Вырос комплекс физкультурных сооружений: турник, бум, лесенка, шест. Радовались ребятишки вместе с учителем: есть где раз вернуться физкультурной работе.

А на следующий учебный год дошла очередь и до здания школы. Не раз ходил В. Г. Воскресенский и в сельсовет, и в правление колхоза, просил оказать помощь.

И вот в школу пришли плотники, штукатуры. Они сменили рамы, обшили дом тесом, оштукатурили и покрасили внутренние стеньг. И не узнать стало школы. Сделалась она уютной, светлой; приветливой. На окнах появились цветы.

Школа, в которой работает В. Г. Воскресенский, сейчас однокомплектная. Учитель одновременно ведет работу с четырьмя классами. Это требует от него огромной сосредоточенности, напряженного внимания. Ему ежедневно нужно приготовиться к шестнадцати-семнадцати, урокам, продумать их так, чтобы каждый урок был полноценным, чтобы ни одна минута не пропадала даром. Но и этого мало. Ежедневно приходится проверять тридцать-сорок работ учащихся.

Самостоятельность, творческая активность учащихся — вот в чем видит В. Г. Воскресенский ключ к успеху. Начиная с первого класса, он приучает детей к самостоятельной работе, учит их сосредоточивать внимание только на том задании, которое дано учащимся. Чтобы работа другого класса не отвлекала от выполнения задания, оно должно быть интересным и посильным. Это всегда учитывает Валентин Гемеллович.

В Привитие детям творческой активности на уроках, пожалуй, главное его достижение. Не случайно, все учащиеся у него успевают. На протяжении многих лет школа не имеет второгодников.

Настойчиво борется Валентин Гемеллович и за осуществление всеобуча. Непосещение школы здесь чрезвычайное происшествие. За годы работы В. Г. Воскресенского в Третьякове не было ни одного случая отсева  учащихся из школы.

 Учитель начальной школы должен думать не только о том, чтобы учащийся был грамотен знал арифметику, получил определенные сведения по основам других наук. Заботиться о всестороннем, гармоничном развитии  ребенка — долг учителя.

Нет, не только обучению уделяет внимание Воскресенский. Большое значение он придает трудовому воспитанию детей.

 ...У самого входа в пришкольный сад растут две вишенки-сестрички. Весной их ветви покрываются бело

снежными лепестками. Ветер шевелит лепестки, и ребятам кажется, что они приветствуют их. Они останавливаются у двух сестричек и любуются праздничным убранством деревьев.

А однажды около вишенок остановилась совсем взрослая девушка. Она стояла и нежно поглаживала стволы. Как раз в это время из школы вышел Валентин Гемеллович. В девушке он узнал свою бывшую ученицу Тамаре Межеумову. Она училась здесь более десяти лет назад И конечно, учитель не узнал бы в этой рослой, смуглой девушке остроглазую шуструю девчонку с косичками, которую знал по школе, если бы не встречал Тамару чуть ли не ежедневно. Работала она ткачихой на фабрике «Марксист» и жила поблизости.

Учитель тепло поздоровался с бывшей ученицей спросил:

— А скажи, Тамара, чем тебя привлекли эти вишенки?

 — А разве вы не помните? — улыбнулась девушка. Ведь это я их посадила...

Да, конечно же, она, Тамара. Как он мог забыть! Это было, пожалуй, весной 1950 года, на второй год после приезда в школу. Около искусственного частокола ребята создавали живую изгородь. Одни высаживали тополя, другие — дубки, третьи — березки». А вот Тамара Межеумова решила посадить две вишенки. Давно ли, кажется, это было? А поднялись, разрослись вишенки, стали совсем взрослыми, как и та, что высадила их возле школы.

Вместе с Тамарой В. Г. Воскресенский обошел школьный сад. Останавливались у деревьев. Вместе вспомнил ли, кто их посадил. Вот этот тополек высаживал Юра Мартынов, тот самый, что служит сейчас в армии У каждого деревца есть свой «крестный»...

Бывшие ученики, ставшие взрослыми, подобно Тамаре, часто приходят сюда, чтобы полюбоваться на деревья, высаженные собственными руками. А Валентин Гемеллович почти всегда сопровождает их.

Все эти взрослые люди сейчас трудятся — кто в поле, кто на ферме, кто на фабрике, кто в учреждении, и, как правило, к учителю летят добрые вести о них. Работают хорошо, уважают их в коллективе. А ведь первое понятие о труде они получили здесь, в школе. Начинали с самого малого. С переоборудования прихожей школы. С самообслуживания в школьной столовой.

От самой деревни до входа на пришкольный участок тянется молодая березовая аллея. Ее посадили сами учащиеся. И не только посадили, но и боролись за ее сохранение.

Часто после уроков учитель вместе со своими воспитанниками заходит в школьный музей. Чего здесь, только нет! Альбомы, репродукции картин, папки с вырезками, различные Коллекции, экспонаты работу выполненных учащимися на уроках труда. Почти все здесь, за исключением репродукций, сделано руками самих школьников.  Музей  этот — не равнодушный хранитель школьных реликвий. Нет, он активный помощник учителю в воспитании детей, звено, связывающее школу с жизнью с трудом.

Кому не интересно заглянуть в альбом «Передовики нашего совхоза»? Здесь помещены портреты знатных людей хозяйства— Героев Социалистического Труда: директора совхоза Платонова, лучшей доярки области, Делегата ХХШ съезда КПСС Косоруковой, тракториста Коновалова телятницы Приказчиковой и многих других. Вырезки из газет свидетельствуют о славных достижениях этих людей. Посмотрят дети альбом, и каждому захочется стать похожим на тех, о ком здесь говорится.

А вот альбом «Родной край», в котором собраны материалы о земле вязниковской, о ее флоре и фауне, о хозяйстве и исторических достопримечательностях. Здесь можно узнать, откуда произошло название города Вязники, о приезде в этот край великого русского поэта Некрасова, о первых выступлениях вязниковских революционеров.

С альбомом «Родной край» перекликается стенд «Наш край». Юные посетители часто останавливаются перед; ним. Значительную часть стенда занимает карта Владимирской области: Из печатного текста можно узнать об экономике третьяковской бригады совхоза «Пролетарий». В частности, сообщается, что здесь семьсот восемьдесят четыре гектара сельскохозяйственных угодий. И о почвах есть сведения, и о развитии животноводства. Показано, как в бригаде выращивают молодняк крупного рогатого скота костромской породы. На ферме содержится от двухсот до трехсот телят, которые идут на племя.

Названы и имена передовых рабочих бригады, таких, как Тамара Фокина, Тамара Былова и другие.

Из материалов стенда можно узнать и о промышленности окрестностей Третьякова. Поблизости, в селе Паустово, расположена фабрика «Марксист». Стенд сообщает о том, что она производит льняные ткани и мешки, которые находят спрос по всей стране. По снимкам, подписям к ним учащиеся могут познакомиться и с лучшими производственниками фабрики, например, с Антониной Васильевной Жулиной. Третьяковские ребята особенно гордятся ею. Ведь она живет в Третьякове. А д ее детей — Миша и Люба учатся в здешней школе.

Любознательные ребята здесь же, не выходя из своего миниатюрного музея, могут ознакомиться и с продукцией, выпускаемой фабрикой «Марксист». На листке картона аккуратно закреплены льняная пряжа, образцы ткани.

По соседству со стендом «Наш край» — стенд «Наш труд». Красочным языком фотографий он повествует о той большой работе, которую ведут Третьякове школьники на своем пришкольном участке.

Особое внимание ребят привлекает большой стенд  «Они учились в нашей школе». На нем — десятки фотографий выпускников школы. Многих из них знают и встречают нынешние ученики. Одни трудятся в совхозе или на соседней фабрике. Другие живут и работают и различных, порой очень далеких уголках страны. О них подробно рассказывает ребятам В. Г. Воскресенский.

Вот портрет Жени Межеумова. Он сейчас живет в Красноярском крае, работает заместителем начальника земснаряда, что бороздит волны Енисея.

А это фотография Вити Буланова. И он уехал далеко. Работает слесарем в легендарном Братске, там. где присмирела одетая в бетон Ангара.

А вот эти живут поближе. Геннадий Буланов — Конюх совхоза «Спартак», Шура Устинова — фельдшер

Мастерской вспомогательной школы, Нина Ведёнина — бухгалтер Вязнйковекого районного отдела народного образования, Валерий Устинов — шофер фабрики «Марксист».

Десятки фотографий. Десятки людей. У каждого своя жизнь, своя судьба. Пусть знают о своих предшественника нынешние ученики, пусть следуют их хорошему примеру.

 

П. Шерышев

Владимирская обл.., с.Третьяково

Педагогика. Лучшие учителя. Опыт педагогов. Методики. Истории учителей.

  • All
  • воспитание
  • исследования
  • истории
  • легенды
  • педагогика
  • подростки
  • По дате
  • По алфавиту
  • Date
  • Random
  • 1. Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью,
    • педагогика
  • 1.Основы педагогического мастерства. Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее
    • педагогика
  • Пластика педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в классе, на состояние детей, успехи их деятельнос­ти. Она должна быть выразительной, демонстрировать
    • педагогика
  • Как мы можем изменить поведение издевательств с помощью раннего вмешательства. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Исследования показывают прямую корреляцию между частыми издевательствами в
    • воспитание
    • исследования
  • ... и почему противоядием является не наказание, а настоящая независимость. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Бунт в раннем подростковом возрасте предполагает сопротивление родительской власти.
    • воспитание
    • подростки
  • Уклонение от общения и взаимодействия со сверстниками может ограничить социальный рост. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Поскольку это может ограничить рост подростков, на
    • воспитание
    • подростки
  • Полезная родительская мантра для любого родителя подростков. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Ваши подростки не ненавидят вас. На самом деле, они хотят быть
    • воспитание
    • подростки
  • Оптимизм - это позитивный настрой, который может помочь нам прожить более долгую и здоровую жизнь. Вот как научить детей оптимизму. Оптимизм
    • воспитание
  • 8 августа 1956 года застенчивый и худой 15-летний мальчик прибыл в Сантос; менее чем через два года Пеле выиграл первый
    • истории
  • Новое исследование, опубликованное в Международном журнале экологических исследований и общественного здравоохранения, изучало последствия практики йоги и осознанности для психического здоровья
    • воспитание
    • исследования
  • Студия Ghibli известна своей захватывающей анимацией и рассказыванием историй с момента основания студии режиссерами Хаяо Миядзаки и Исао Такахатой и
    • исследования
  • Качественные изменения, которые претерпевает ОДАРЕННОСТЬ в ходе своего развития, можно лучше всего себе представить, сравнивая самые примитивные формы ее проявления
    • исследования
  • Зависимость одаренности от возраста влечет за собою то, что тот или иной задаток шаг за шагом развертывается в ряд потенций,
  • Количественная оценка одаренности может производиться в двояком смысле, — смотря по тому, понимается ли одаренность как способность или как умение (Fertigkeit).
    • исследования
  • Понятия «общей одаренности» и «единства» функций одаренности, о которых мы говорили выше, вовсе не означают однообразия; напротив, один человек может
  • Мы определили одаренность, как присущее человеку предрасположение, и, следовательно, все определения, которые психология персонализма пытается дать предрасположению — действительны и для
    • исследования
  • Новая психология, начавшая с изучения чувственных восприятий, затем перешедшая к представлениям и эмоциям, — за последние 20 лет обратилась к изучению
    • исследования
  • Важнейшее значение для эффективной деятельности педагога имеют его педагогические способности - качества личности, выражающиеся в склонности к работе с детьми. Выделяют
    • педагогика
  • Педагогическая деятельность представляет собой определенную структуру. Ее компонентами являются: гностический компонент (от греч. гнозис—познание), относящийся к сфере знаний педагога. Это
    • педагогика
  • Роль педагога в развитии общества исключительно важна. Он является своего рода преемственным звеном между прошлым и будущим, передавая опыт исторического
    • педагогика
  • Количественные методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между
    • педагогика
  • Важнейшую роль в педагогическом исследовании играют теоретические методы. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. К методам
    • педагогика
  • В соответствии с логикой научного исследования осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность наиболее
    • педагогика
  • Всякое педагогическое исследование, независимо от его масштабов и направленности, подчинено единой логике, имеет общую структуру, этапы осуществления. Структура исследования может
    • педагогика
  • Исследование в области педагогики (педагогическое исследование) - это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования,
    • педагогика
  • За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Усилилась ее направленность на формирование специальных умений в осуществлении научного исследования. Оно должно
    • педагогика
  • Методология педагогики - это система знаний об основах и структуре педагогической теории, подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, способах получения
    • педагогика
  • В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский; общенаучный; конкретно-научный; технологический. Содержание философского уровня методологии составляют общие принципы познания и
    • педагогика
  • Любая наука существует и развивается благодаря постоянному накоплению научных фактов, выводов, заключений. Они в свою очередь являются результатом активно осуществляющихся
    • педагогика
  • Процесс формирования личности включает в себя ее подготовку к жизни в обществе, «вхождение» в социальную среду. Это означает, что личность
    • педагогика
Загрузить ЕЩЕ load all