КБР https://media11.ru Thu, 28 Mar 2024 13:35:55 +0300 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru Куготов Лель Тембулатович. https://media11.ru/kbr/kugitov-lel.html https://media11.ru/kbr/kugitov-lel.html

Очерки о народных учителя СССР. 

Куготов Лель Тембулатович - педагог-новатор, заслуженный учитель КБР, РСФСР, кавалер двух орденов Ленина, автор более 50 учебников и методических пособий. Легенда образования Кабардино-Балкарской республики.

Первому всегда трудно. 

Начинался новый учебный год. Пятый по счету в учительской жизни Леля Куготова. Лель встречал его в родной школе. Здесь ему был знаком каждый уголок. Не было половицы, по которой ни ступала бы его нога.

Лель шел по широкому, прохладному коридору. Останавливался у классных дверей, прислушивался. Он узнавал голоса своих бывших учителей и вспоминал с удовольствием, как хвалил его за сообразительность математик, как любила послушать его чтение пожилая учительница литературы. Теперь Лель сам учитель. И у него есть любимые ученики, умные, трудолюбивые ребята. В любой вуз поступят. Но, к сожалению, такие далеко не все. И не их в том вина...

Поскрипывают под ногами старые половицы. Лель прохаживается по коридору. Вслушивается, как живет, дышит школа. И к биению собственного сердца прислушивается Лель.

В третий раз останавливается Лель возле директорского кабинета, а войти не решается. Все обдумано и взвешено. Но где-то в глубине сознания копошится червоточина сомнения. Ее нужно прогнать, уничтожить. Лель, неужели ты сомневаешься в себе? Иди же, иди!.. Лель, наконец, переступает порог кабинета.

Мухаб Алиевич Камбиев как будто ждал Леля. Молодой учитель скромен и застенчив, а сегодня вдобавок и волнуется. Директор ободряет его дружеской улыбкой старшего, все понимающего человека. Он усаживает Леля на старенький диванчик и сам присаживается рядом, показывая своей неторопливостью, что готов слушать гостя хоть целый день. Но Лель говорит не более трех минут и замолкает. Озадаченно молчит и Мухаб Алиевич...      

— Послушай, Лель, ведь ты человек с высшим образованием, специалист по родному языку.

— Да. Но я поступлю на факультет филологический, я буду знать русский в совершенстве.

— Ты не хочешь преподавать родной язык?

— Почему же?

— Значит, ты будешь вести начальный класс, родной язык в пятых-седьмых и еще учиться заочно?

— Да.                                                                 

— Но ты никогда не работал в начальной школе. Ты не знаешь особенностей работы с малышами.

— Я восполню этот пробел самостоятельно и с вашей помощью.

— Хорошо, Лель... Хорошо... Я посоветуюсь с заведующим районо, с нашим активом. Ты и сам понимаешь, что мы не можем взяться за новое дело необдуманно.

Камбиев посмотрел на Леля. Опустил Лель голову с пышной шапкой смоляных волос. Загрустил Лель. Словно нет за окном яркого солнца и брызжущей всеми красками золотой осени.

Рассмеялся Камбиев, обнял Леля.

— Перестань хмуриться. С твоим задором горы можно свернуть. Ты молод, а это главное. Я верю в тебя. Все будет отлично!

Ждать пришлось недолго. Камбиев вызвал Леля в кабинет и произнес торжественно и многозначительно:

— Принимай, Лель Тембулатович, первый класс. Учительница уезжает. Начинай творить. Вот тебе моя рука! — Камбиев не заметил, как перешел на привычный дружеский тон и протянул Лелю руку.

Это было осенью 1960 года.

Когда альпинисты поднимаются в горы, первым идет самый опытный, самый умелый. Первому всегда труднее. Ему, первому, преграждает дорогу обвал. Первого подстерегает пропасть.

Лелю тоже было трудно. Но отступать было некуда. За ним шли другие, повторяя его первые, не всегда уверенные шаги. Лель, впрочем, и не думал отступать. Он упорно карабкался к той вершине, которая называется педагогическим мастерством. Лель перечитал методички, посещал уроки учителей. По крупицам отбирал лучшее, обладая природным педагогическим даром, Лель не хотел жить только чужим умом. Он создавал и свое. Правда, это не бы ли еще система, она лишь намечалась тонкими штрихами.

Прежде всего больше говорить с детьми по-русски. Говорить на всех уроках, после уроков, на переменах, на экскурсиях – везде, где только возможно, Настойчиво заниматься словарной работой. На каждом уроке больше наглядности, это испытанный методический прием. Какое счастье, что он умеет рисовать! Готовые пособия не предусмотрены на все случаи жизни, но есть бумага, тушь, цветные карандаши, сиди рисуй себе хоть до рассвета. Мать подходит к двери комнаты, повздыхает— и все. На то она и мать, чтобы болело сердце за сына. Зато завтра Лель принесет в класс стопку рисунков. И уж он сумеет их использовать до конца.

Взять хотя вот этот. Мальчик с портфелем. Кажется просто. Но можно задать десятки вопросов по этому рисунку (Кто на картинке? Куда мальчик идет? Какой он?..). Можно поработать над предлогами (мальчик идет в школу, из школы, в руках у него портфель...). Можно пронаблюдать изменения слов (мальчик, мальчики...). Итак, развитие речи, наглядность, и... обыкновенная классная доска. Да, вскоре она пришла на помощь молодому учителю, стала его верной союзницей. Пришла она из Липецка, где учителя-новаторы сделали ее настоящим другом.

Так и в кабардинском селении Каменномостском вырастал мастер, складывалось новое в обучении детей. Сначала мало кто знал о Куготове. Но вот он перевел своих ребятишек в третий класс. И тогда о нем заговорили. Негромко, сдержанно. Мол, как бы не перехвалить, не переоценить. Были и осторожные люди, для которых незыблем принцип «поживем — увидим».

Куготов перевел детей без потерь в четвертый, затем в пятый. Сам он к тому времени вступил в ряды КПСС и перешел на предпоследний курс филологического факультета.

Лель идет к Мухабу Алиевичу Камбиеву и делится с ним новыми планами:

—  Я продолжу обучение своих детей в пятом классе. Докажу, что и в старших классах дети-кабардинцы будут владеть русским языком не хуже русских.

—  Понятно, Лель. Ты выпустил четвертый класс, теперь берешь пятый. Ты продолжаешь свой эксперимент. Я знаю, чего тебе стоил успех. Но в педагогике лишь многолетний опыт считается убедительным.

— Снова первый класс?

—  Разумеется,

— Я подумаю,

— Думай, Лель… Думай...

На августовских совещаниях о Куготове говорили в полный голос: знания его учеников основательны, уроки превосходны. Опыт Куготова может быть с успехом использован не только в национальной, но и в русской школе.

Куготову было присвоено звание заслуженного учителя Кабардино-Балкарской АССР.

Вскоре учителя Кабардино-Балкарии узнали о новой «дерзости» Леля. Мало того, что он взял русский в пятом классе. Пусть так, он ведет его с первого. Но Лель, представьте себе, принял в свои руки первачков. И с какой целью?

— К концу второго года обучения мои ребята будут хорошо владеть русской речью, грамотно писать и пройдут в основном программу третьего класса,— так заявил Лель Тембулатович Куготов.

В Каменномостское хлынули желающие познакомиться с Лелем и его учениками, желающие перенять опыт. Селение Каменномостское сделалось чем-то вроде маленького Липецка в горах.

Первая наша поездка в Каменномостское оказалась неудачной. Погода была скверная: туман, дождь. Даже на дорогу не хотелось смотреть. Однако самое большое разочарование ожидало нас в школе. Нам сказали, что Леля нет. Он уехал в Урожайное к Барагунову. Научный сотрудник Академии педагогических наук Барагунов ведет экспериментальный класс. Успехи у него тоже очень хорошие. Хотя методические приемы у Куготова и Барагунова различные, они часто встречаются.

В школе не оказалось ни директора, ни завуча. Учителя, находившиеся в учительской, взялись хоть чем-нибудь помочь нам. Показали классные журналы, познакомили с методическим уголком, а главное — рассказали о Леле, пополнили наши сведения о нем.

— Так работать, как Лель, не всякий сможет. У него сейчас второй класс, уроки в шестом, классное руководство. Он же завуч по начальным классам, и как и все мы, агитатор и лектор.

— Да, действительно…

— Лель, правда, не ведет во втором классе пения, рисования и физкультуры. Так что немножко его разгрузили. А вообще-то Лель не жалеет себя. С утра до позднего вечера в школе. То дополнительно с ребятами занимается, то читательскую конференцию готовит, то пионерский сбор. А планы поурочные! Вот, посмотрите.

В наших руках оказалась толстая общая тетрадь. Планы уроков в шестом классе. Наудачу открыли последние страницы. Русский язык. Тема «Простые и сложные союзы. Отличие союзов чтобы и зато от местоимений». Аккуратным почерком, подробнейшим образом на четырех страницах описан весь урок. И такими были все планы. Взять хотя бы план по литературному чтению в теме «Описание». Зафиксирован каждый вопрос к учащимся. Переписаны все отрывки из произведений Гоголя, Лермонтова и Тургенева, которые будут приведены в качестве художественных описаний. Даже по этим старательным страницам можно судить об учителе, о его подвижническом труде.

Словно прочитав наши мысли, учителя поведали нам, что написать планы для Леля еще далеко не все. Содержание планов: упражнения, слова, некоторые вопросы, примеры, задачи — он переносит на большие доски, которые использует на уроке. Иногда за вечер Лель заполняет до шести досок.

В методическом уголке наше внимание привлекли материалы, связанные с обследованием Каменномостской школы министерством просвещения Кабардино-Балкарской АССР. В частности, говорилось здесь следующее:

«Опыт работы Л. Т. Куготова вышел за пределы школы и района. Десятки учителей республики, используя метод Куготова, добиваются хороших результатов. В практике Л. Т. Куготова ценно то, что с пользой расходуется каждая минута урока. Ведется напряженная работа над серией заранее подготовленных на доске упражнений. Учащиеся 2А класса практически знают русский язык в такой степени, что на уроках учителю редко приходится прибегать к помощи родного языка, Дети получают сведения, не предусмотренные программой. Во втором классе знакомятся с морфологией, разбираются в согласовании и управлении, знают, что такое антонимы и синонимы... ».

Суховатые строки инспекторского акта. Но они звучат как легенда. Двадцать четыре «пятерки» и «четверки» из двадцати пяти! И это в классе, где нет ни одного русского ученика. Несколько лет назад такой результат восприняли бы как шутку. Никто бы не поверил этому всерьез. Разумеется, Каменномостское не какое-нибудь глухое село, в котором не услышишь русского слова. По одну сторону села — Пятигорск, по другую — Нальчик. И с тем и с другим городом село отлично связано. Но многие ли школы могут похвастаться такими успехами?

Так думали мы, покидая Каменномостское с твердым желанием еще раз побывать здесь. Еще глубже вникнуть в педагогическую лабораторию Леля. Мы не знали тогда, что впереди нас ожидают вещи еще более удивительные… 

И вот мы снова въезжаем в Каменномостское. Обычное кабардинское село. Кое-где высятся постройки современного типа — коттеджи с балконами и застекленными верандами. Большинство домов, хотя и не новы, аккуратны и добротны. Всюду невысокие ограды из плоского камня. Они-то и придают селению своеобразный горский облик. Такая же ограда окружает школу, большое одноэтажное здание со множеством пристроек.

Скоро подобные школы станут редкостью в Кабардино-Балкарии. Повсеместно встают двух- и трехэтажные красавицы со всеми удобствами. Впоследствии мы узнали, что новая школа будет построена и здесь.

Нас встречает директор школы Камбиев и завуч Мирзаканов...

Звонок! Спешим в класс. Там уже поставлены стулья. Детишки держатся отнюдь не робко. Украдкой рассматривают нас. Этакие озорные черные глазенки. А темноволосые не все. Выделяется несколько белокурых головок.

Доска уже вся исписана. Мы знаем, что это сделано Лелем заранее. Может быть, вчера вечером. А вот он и сам — Лель Куготов. Быстро входит в класс. Мимолетный и вместе с тем зоркий взгляд обегает каждого ученика.

— Здравствуйте! Садитесь. Сегодня будем читать стихи о весне. Послушайте.

Лель раскрывает сборник Некрасова.               

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!..

Отлично читает Лель! Отточенная дикция, хорошо поставленный голос. Интересно, читал бы он так же со сцены или перед микрофоном? Во всяком случае, в классе он держится с профессиональной выдержкой и достоинством, очень просто, свободно, как-то красиво. И сам он, выше среднего роста, сухощавый, с резкими чертами мужественного лица, очень красив. Не верится, что этот человек совсем по-иному проявляет свой характер вне класса, в иной обстановке.

За учителем читают ученики. Наизусть. «Веснянку» — народную песню,  «Весну» Плещеева, «Жаворонка» Жуковского, «Весну» Исаковского и еще стихотворения четыре. Учитель придирчиво следит за интонацией. Исправляет сам, просит исправить учеников.

Затем следует игра, в основу которой опять-таки положено выразительное чтение, но на этот раз отрывков прозы. Один ученик читает, а все отгадывают, откуда взят отрывок. Потом отрывки и загадки читает сам Лель. Энтузиазму ребят нет предела. Наиболее отличившихся он хвалит. И тогда в нашу сторону обращается задорное счастливое личико. Посмотрите, мол, какой я молодец!

Приходит черед и знаменитой наглядности Куготова, о которой мы уже наслышаны. Он показывает иллюстрации собственного изготовления и тотчас получает ответы— точные названия произведений:

— «Журка».

— «Малыш и Жучка».

— «Счастливый день».

— Рассказ «Лебедь, рак и щука».

Лель укоризненно качает головой. И сразу же вздымается лес рук.

— Исправь, Султан.

— Это не рассказ, а басня Ивана Андреевича Крылова!

— Молодец!

И в нашу сторону следует очередной взгляд счастливого малыша...

В напряженной, но интересной и ненадоедливой работе прошел урок чтения. На арифметике было две доски, убористо исписанные примерами и задачами. Лишь небольшая часть с краю оставалась чистой.

Нет возможности передать ход урока во всех деталях. Достаточно сказать, что за урок было решено четыре примера на нахождение остатка, четыре примера на умножение от десяти до ста, три сложных примера на все действия, два примера со скобками, пять примеров на нахождение части от дроби. Решено три задачи на вычисление периметра. В общей сложности за урок решено двадцать два примера и десять задач!

На уроке не было ненужных повторений, надоедливого разжевывания. Спрошенный ученик решал пример или задачу от начала до конца. Работал вдумчиво, комментируя решение, которое учитель тут же записывал на доске, на том самом пустом местечке, с краю.

Поразила нас активность детей, удивительный контакт учителя с классом.

— Кто хочет решать дальше?

Взлетают вверх ручонки и слышится, словно выдох:

— Я!..                                                

— Я!..

— Я!..

Нельзя было в этом «я» заподозрить нарушение дисциплины (нарушать ее просто нет времени). То был сигнал преданных сердец: спросите меня, я не подведу, я отвечу лучше всех!.. Лель мастерски управлял детскими эмоциями. Одного похвалит, другому сделает замечание, но ни одного не оставит без внимания.

Шестиклассники, народ почти взрослый, были на уроке более сдержанны. Но и они понимали учителя с полунамека. Три доски одолели за урок. Составляли предложения сложных конструкций, учились отличать союзы от местоимений, расставляли знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами. Учитель с мелком в руке, слушая учеников, сам вносил исправления в текст, написанный на доске.

Когда ребята уставали, проводилась работа с карточками, по хрестоматии, отгадывали загадки, составляли предложения и снова возвращались к доске.

После уроков собрались в кабинете директора. Лель присаживается на край дивана. Лицо у него бледное, усталое. Спрашиваем Леля, как понравились ему собственные уроки:

— Обыкновенные уроки. Бывают лучше. Бывают хуже.

Сразу чувствуется, что перед нами уже другой Лель, на вопросы отвечает скуповато, о себе говорить стесняется.

— Скажите, Лель Тембулатович, вы считаете метод устной работы с использованием доски основным?

— Да. Сегодня мы ничего не писали в тетрадях. Но я часто провожу уроки, когда мы все время пишем. При выводе четвертной оценки за основу беру письменные работы.

Больше вопросами не докучаем. Сами только что все видели, сами уже многое знаем о нем. Однако остается хотя и шаблонный, но очень нужный вопрос:

— Ваши планы на будущее?

— Через год закончу со своими детьми программу начальной школы, передам их предметникам, а сам поеду в аспирантуру. По методике обучения.

— Не жаль вам будет расставаться с детишками?

Жаль... Но я ведь снова вернусь к ним.

Благодарим Леля, желаем ему хорошего здоровья и успехов.

Мы уезжаем из Каменномостского, увозя в памяти облик замечательного человека, одаренного учителя, одного из лучших сынов маленького горского народа, бывшего до Октября сплошь неграмотным.

Мы едем по дороге, залитой солнцем. Совсем тепло. Горы очистились от снежной изморози, помолодели. В низинах изумрудными шелками переливается трава... Наступает весна.

                                                   В. Грудзинский

Кабардино-Балкарская АССР, п. Каменномостское

 

]]>
sbekanova@ya.ru (Редакция) КБР Thu, 05 Sep 2019 13:44:19 +0300
Основана в Нальчике школа... https://media11.ru/kbr/osnovana-v-nalchike-shkola.html https://media11.ru/kbr/osnovana-v-nalchike-shkola.html

       

Просветитель Кази Мусарбиевич Атажукин сыграл значительную роль в культурной и общественной жизни Кабарды во второй половине ХIХ века. Он являлся создателем первой азбуки кабардинского языка и основателем в Нальчике педагогической школы для подготовки учителей "кабардинской грамоты". Царские власти и местная княжеско-дворянская верхушка не были заинтересованы в ее существовании, и вскоре школа была закрыта. Спустя три года в статье "Попытки введения кабардинской письменности", написанной К.М. Атажукиным 14 февраля 1870 года для владикавказской газеты "Терские ведомости", просветитель рассказал о работе этого учебного заведения.

       По заготовлении достаточного количества букварей и книжек для чтения была основана в Нальчике школа для приготовления сельских учителей кабардинской грамоты...цель этой школы...состояла в обучении чтению и письму по-кабардински и четырем правилам арифметики с простыми и именованными числами. Число учеников в ней было определено от 10 до 20; курс учения  назначен трехмесячный. В учебники избирались преимущественно кабардинцы, ознакомленные уже с русской и арабской грамотою... Окончившие курс учения и выдержавшие экзамен в присутствии начальника округа получали свидетельства на звание сельских учителей и вносились в список сельских учителей, заведенный при Кавказском горском управлении. Существование школы должно было продолжаться до тех пор, пор не приготовит достаточное число учителей для сельских школ округа. Учителя эти, по возвращении в места жительства, должны были учить своих односельцев, преимущественно малолетних, чтению, письму, исчислению...

       Школа была открыта с 15 марта 1866 года, и первый курс учения продолжался до 25 июня того же года, т.е. определенные три месяца...

       25 июня по окончании учения, был произведен выпускной экзамен, на котором 6 учеников из числа 12, державших экзамен, оказались по своим показаниям в чтении и письме по-кабардински и в арифметике, преподававшейся тоже по-кабардински, достаточно подготовленными и получили свидетельства на звание сельских учителей...

]]>
sbekanova@ya.ru (Редакция) КБР Tue, 10 Oct 2017 23:55:06 +0300
Масаева Лидия Каншаубиевна https://media11.ru/kbr/masaeva-lidiya.html https://media11.ru/kbr/masaeva-lidiya.html

Масаева Лидия Каншаубиевна, «Заслуженный учитель» КБР, учитель биологии МКОУ СОШ№1 г. п. Чегем.

Автобиография.

В 1967 году я начала свою трудовую деятельность в Аргуданской средней школе №1 после окончания Нальчикского педагогического училища. Конечно, я уже в том возрасте, когда осмысливаешь свою миссию, свое предназначение в жизни, выполнено ли оно. Не мне судить. Но у меня сложилось за этот период свое понимание. Действительно человек живет от понимания к пониманию. И это не утверждение истины, не желание навязать свое мнение кому-то. «Я так понимаю суть вещей» - как говорит Симон Соловейчик в своей «Последней книге». Может это понимание пригодится другому.

Итак, жизненная позиция человека интенсивно продолжает формироваться в школе (после семьи). Я пронесла через свою жизнь как яркое событие годы учебы в Аргуданской средней школе №1. Ярчайшие учителя, которые нас обучали, впоследствии стали для меня идеалами и вели к выполнению своей миссии в педагогике. Попросту говоря, во многом я им подрожала. Затаив дыхание, мы слушали объяснения учителя географии Арахова Х.З. Кроме карты и указки у него ничего не было на уроке: ни телевизора, ни компьютера, ни каких-либо других средств, а как он образно рассказывал о водопадах, о ландшафтах Австралии. Запомнили на всю жизнь Налоеву К.М., Долова Х.М., Мальбахова Х.И., Скибо А.В., Скибо О.В. (учила нас, сельских детей, бальным танцам). А вот роль классного руководителя в жизни каждого ученика трудно переоценить. После окончания КБГУ к нам в 7 класс «Б» направили учителем русского языка и литературы и классным руководителем Гедгафова Бориса Мухамедовича (ныне редактор детского журнала «Нур»). Человек неординарный, его сильное одухотворенное влияние на нас, детей, обнаружилось сразу. Впервые я стала отличницей учебы, наш класс стал дружнее, появилось общее дело: Борис Мухамедович тогда писал историю Аргудана, в которое он нас вовлек. Запомнилось его утонченная манера читать стихи. На первом же его уроке до знакомства с нами, учитель прочитал наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Узник». Прием незаурядный . У нас сразу сложилось благоприятное впечатление о нем. А далее общение было легким. Нам было интересно все, что его касается. К тому времени (1961 г.) появилось в журнале «Уlащхьэмахуэ», если не первое, то одно из первых его стихотворений «Нанэ». И мы читали, передавая из рук в руки. Нам было интересно. Мы восхищались. Вот что значит духовное воспитание! Он помог нам понять, что такое красота. Оказывается, кругом много красоты, а мы не все замечали. Борис Мухамедович не читал нам лекции о красоте. Помнится, мы были на репетиции бального танца, и наш классный руководитель зашел к нам в зал. Аккордеон лежал на стуле, он присел на корточки и стал гладить его, восхищаясь искренне: «Какая красота!». Коли этот предмет, который издает красивые звуки да еще внешне красив, значит и другие вещи тоже могут быть красивыми. И мы стали присматриваться ко всему, что нас окружает и спорить, что красиво, а что нет. Общение с этим замечательным человеком многое предопределило в моей профессии и складывалось мое понимание, что личность учителя здорово влияет на формирование души подростка, и я узнала это не только из учебников педагогики, за что благодарна судьбе.

Поступив в педагогическое училище, продолжается мое образование под влиянием красивых, подтянутых, любящих свою профессию учителей: Бицуев Г.М., Аришина З.П., Устюжанина Г.Ф., Черкесова Г.Н., Кертиев Н.Н., Кертиева Ш.Ш., Сало Г.М., Ахметова Л.Т. Бесспорно, что мы закончили учебное заведение подкованными методиками преподавания благодаря им. Здесь усиленно работали над общим развитием студентов. Нас научили играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать (я была солисткой национального танца), заниматься рукоделием. Большое значение придавали спорту (я числилась в первой десятке спортсменов, играла в сборной волейбольной команде, тренер Сало Генадий Михайлович)

По окончании училища мне пишут характеристику: умна, честна, справедлива, рассудительна. И с этой характеристикой я и поступила на работу.

Может быть, мне авансом дали такую оценку, но здесь главное то, что я была запрограммирована и видимо подсознательно пыталась соответствовать этому. Мое понимание: очень важно заложить в человеке в молодом возрасте положительную программу, под влиянием чего у него в дальнейшем складывается собственная точка зрения, формируется жизненная позиция. Я так думаю, что впоследствии все это помогло мне включиться без напряжения в трудовую деятельность. После окончания педагогического училища меня принимает на работу в Аргуданскую школу, уже директор, что символично, мой любимый учитель Гедгафов Б.М. Первая фраза, которую он сказал: «Вы были хорошей ученицей, а теперь посмотрим, какой будете учительницей». В психологии это называется социальным ожиданием. Произнеся эту фразу, как руководитель, он попал в десятку, я нацелилась оправдать это ожидание. В первый же год стала работать по методике Л. Куготова. Посетив мои уроки, Борис Мухамедович не скупился на похвалу и дал первое поручение: выступить на общешкольном родительском собрании.

А педагогический коллектив, где я работала, был настроен на творческую волну. Такие учителя как, Налоева К.М., Бацуев Т.Х.- он же завуч, Маламусов Х.Х., Жилетежев С.Х., Гунжафова Л.М., Катинова В.М., Татарова М.Л., Бегретов М.Х. были образцами для подражания. С ними было интересно общаться, и мы молодые учителя, бежали в учительскую послушать их умные рассказы, шутки, красиво завуалированные остроты. На одной такой «переменке» заходим в учительскую, а Жилетежев С.Х. (ныне писатель, кинорежиссер), учитель русского языка и литературы со свитком бумаги стоит в центре и с пафосом, театрально разворачивает свиток и читает: вызов во ВГИК на режиссерское отделение. Мы ахнули! В Москву! В престижный институт, где учились знаменитые актеры, чьи фотографии мы коллекционировали. Мы смотрели на него с завистью и с восхищением. Надо же было так изящно поделиться свой радостью с коллегами. Воттакие люди нас окружали. Теперь я понимаю: все имеет значение, все оставляет след в твоей душе, жизни и повезло тебе, если имел счастье встретиться с такими душевно богатыми людьми, как мои учителя и коллеги из Аргуданской школы.

Эти 4 года (с 1967 г. по 1971 г.) дали мне огромный духовный заряд. И это в самом сензитивном (восприимчивом) возрасте, что очень важно в любой профессии.

Хочется вспомнить и о жизни в университете, куда поступила сразу после окончания педагогического училища на биологическое отделение по заочной форме обучения. Правда здесь уже были другие взаимоотношения преподавателей и студентов. Но я скажу, что они научили нас добывать знания и отношению к учебе.

Парфеник («Введение в общую биологию») был «грозою» студентов. Читал свои лекции на первом курсе, а многие пересдавали его предмет на последних курсах. Зная это, я готовилась очень тщательно. Когда преподаватель объявил мне «4», я на радостях оставила зачетку и выскочила, пока профессор не передумает. А вот к Петровой («Дарвинизм») заходила трижды, она хладнокровно отказывалась ставить мне «3» или «4». Преподаватель вынудил меня получить «5». Что я хочу сказать: эти разделы биологии я преподаю с особым удовольствием и это благодаря «вредным», то есть требовательным учителям, которым теперь я очень благодарна. Некоторые из них, к сожалению, ушли из жизни, но учитель жив, пока живы его ученики.

Поменяв местожительство я оказываюсь в Первочегемской средней школе №1, где практически проходило мое становление как учителя, педагога, работаю здесь 38-ой учебный год. Опять я волею судьбы, оказываюсь в коллективе с высочайшей педагогической культурой. У меня была профессия, и бог предоставил мне жизненное пространство. Не могу не вспомнить замечательных учителей, и просто замечательных людей как Гурчева В.В., Добагова К.С., Тарасову О.В., Мамбетова Х.К., Гукепшокова А.Т. Гукепшокову Х.Т., Атабаева С.М., Назранова А.М., Шакова М.Т., Псунокову Ж.С.,

Саварцеву М.Ф., Татрокову Ф.М., Шибзухову Т.М., Ворокову Т.М., Гонова Х.М. и многие и многие другие. Эти учителя никогда не были сторонними наблюдателями: активно выступали на педсоветах, делились щедро своим опытом, анализировали трудные ситуации. А мы, молодые учителя впитывали весь этот позитив. Я восхищалась и удивлялась их начитанности и образованности. И многим я обязана этим учителям.

Впервые я почувствовала себя достойной их, когда завуч Гукепшоков Антемир Темботович похвалил меня на педсовете по поводу занятого 1 места моей ученицей на Республиканской олимпиаде в 1977 году по биологии. «Конечно,- сказал он,- Атабаева Люда одаренная ученица, все предметы хорошо знает, но Лидия Каншаубиевна смогла увлечь ее своим предметом (тогда все предметы сдавали в один день). Впоследствии Атабаева Люда окончила МГУ биологический факультет. Сейчас работает и живет в Москве. Из этого же класса Мафедзова (Бифова) Ира закончила биологическое отделение КБГУ. Ныне зав. Детским садом в г.Баксане. Что и говорить класс был сильный (классный руководитель Шакова Раиса Таловна). Два года подряд Атабаева занимала призовое место, а на третий Лутовинова Таня занимает в республике 2 место, и в четвертый год Гелястанов Аслан занимает 3 место. В итоге меня награждают впервые Грамотой Министерства в 1980 году за хорошую подготовку школьников к олимпиаде. То есть нашу работу замечали, отмечали, нас поддерживали, направляли коллеги, администрация. И мы с утроенной силой продолжали участвовать в творческой жизни школы: открытые уроки, доклады, выступления, конкурсы, незабываемые предметные вечера, КВН-ы. Мое понимание: если даже ты семи пядей во лбу, не будь в сензитивном возрасте творческого окружения, не будет у тебя никакого успеха. Накопительный период у меня прошел в окружении сильнейших педагогов и это не могло не повлиять на мое становление.

Не могу не вспомнить и о другом этапе моей деятельности. На одном из августовских совещаний с высокой трибуны говорят, что 1-ая школа на своем пришкольном участке выращивает бурьян (заведующая участком заболела). Апсова Раиса Алиевна, завуч школы, биолог, уговаривает меня взять участок под свою ответственность (сразу после декретного отпуска). Что делать, соглашаюсь, с маленьким - то ребенком на руках. Я просто не могла отказать этому человечному человеку и просто талантливому педагогу. Через год, два учебно-опытный участок оказывается в числе образцовых. И не только моими усилиями. Выручала взаимопомощь окружающих нас людей: коллег, друзей, родственников. Свободные учителя от уроков по своей воле, никто их не принуждал, просто помогали, каждый старался внести в дело свое умение. Особенно, Раиса Алиевна как биолог. А вот Мамбетова Тамара Хамтутовна, преподаватель немецкого языка, проявила особую виртуозность в земледелии. Выращивали редкие сорта овощных культур по всем правилам эксперимента. Семенами, рассадой помогал двоюродный брат, Маремкулов Мартин, окончивший Московскую Темирязовскую с/х академию, работал зам. директора совхоза «Нальчикский» и знал толк в этих вещах. А для школы и тогда было трудно, что-либо доставать. Работая на участке, мы дали детям понять, что физический труд и умственный труд неразрывно связаны. Учили детей коллективному труду, помогали ощутить красоту физического труда, работали с удовольствием. Ребята сами реализовывали прямо во дворе школы продукцию (покупали в основном учителя, поддерживая наш «бизнес»). На вырученные деньги приобрели полированный шкаф-стенку (5м.) для наглядных пособий, по тем временам это было роскошью. Да и сегодня он выглядит как новенький. Один курьезный случай. В первые месяцы моей работы на участке из-за плохой ограды здесь паслись соседские козы, о чем я неоднократно говорила и сторожу и с директору, Алоеву Касиму Гузеровичу. Оба твердили: делают все, что от них зависит, и не могут там козы пастись. Но вот в один воскресный день, проезжая мимо школы, вижу, козы пасутся на грядках. Я пулей влетела в школьный двор и направилась к калитке. Но откуда не возьмись, меня опередили сторож, бежавший впереди, а за ним директор, почему-то оказавшийся в воскресенье в школе, выгонять коз. Позже они признались: увидев мое лицо издалека сразу все поняли и быстро среагировали. Часто потом мы с юмором вспоминали этот эпизод на наших корпоративных встречах. Начинал всегда Касим Гузерович, а наши бывалые юмористы продолжали: ну-ка рассказывай, как ты организовала очную ставку коз, сторожа и директора. Вскоре появилась отличная ограда, и дело было спасено. Мое понимание: учитель должен сам гореть идеей, замыслом, словом, увлечен работой, чтобы зажечь и других..

Биологический кабинет тоже был одним из лучших в районе. Мне дают классное руководство в классе, от которого все отказывались. Почти месяц я не приступила к своим обязанностям, я тоже отказывалась, просто боялась. Дети из этого класса на ходу ребром ладони выбивали розетки, дверные ручки и т.д. Как тут не бояться в молодом возрасте. Все-таки начала работать и в конце 1 четверти вынесли на педсовет вопрос о проделанной работе. «Оппозиция», в хорошем смысле, «наехала» на меня, что ничего не изменилось, дети продолжают шустрить. Тут же я горой встала на сторону детей и стала оправдывать их. Вот так у них все сложилось, и ведут себя плохо. Словом, после «мучительных» раздумий решила воздействовать на своих воспитанников эстетикой. Красиво оформить классное помещение, может тогда не будут ничего ломать и это их успокоит. Воздействовало. В отчетных докладах уже звучал класс как один из лучших. Традиционный кабинет продолжали оформлять и наполнять содержанием. Сейчас с нами работают выпускники этого класса и с ностальгией вспоминают об этом «оазисе».

К слову. Сейчас рядом со мной работают 16 моих коллег, кого я обучала в те или иные годы. Следует подчеркнуть, что они были лучшими учениками в школе.

Дети гордились своим классом, как своим родным домом. И вообще, мы все так увлеклись и дети, и я, и родители, что тащили все из дома в школу. Помнится, даже моя мать подключилась к этому процессу. Приезжаю домой, а она мне дарит красочный настенный календарь с репродукциями картин о природе: «Для твоего класса». Оказывается, обменяла на ветошь, ведь книжная продукция тогда была большим дефицитом. Поистине «Красота спасет мир». Колоссальные деньги, по тем временам, тратили родители на оборудование биологического кабинета, и сейчас кое-что сохранилось от того времени, но никто никогда не жаловался на меня в райком партии. Если родители видят, что деньги тратятся по назначению, и есть результат, они построят для своих детей «хрустальный дворец», как говорится.

Когда был накоплен определенный опыт, меня заметили и пригласили в район методистом. После 5-ти лет работы там, я перешла в школу. Меня больше привлекала «живая работа» в ней.

В 1987 году назначили руководителем районного методобъединения учителей биологии Чегемского района. Зав. методическим кабинетом Шанова Р.С. разъяснила нам наши задачи, и мы приступили к работе. Нас возили по школам оказывать методическую помощь учителям на месте. Но, оказывается, недостаточно было просто анализировать чужие уроки и давать умные рекомендации, надо было нам, методистам, самим показывать уроки в незнакомом классе. Учитель мог бы сказать:попробуй ты сам дай урок, советовать легче. Вот мы и показывали. Конечно, мы готовились к таким выездам тщательно. Изучали методическую литературу,педагогический передовой опыт, психологическую литературу. К литературе такого порядка у меня был выработан определенный вкус. Я умела подбирать нужный материал , благодаря моей младшей сестре, которая закончила Московский педагогический университет по специальности психология (ныне кандидат психологических наук). Со времен ее учебы в Москве у нас было пристрастие к изучению недоступной тогда литературы по психологии, лекций известных авторов учебников и не только российских, литературу по школоведению, инспектированию и т. д. Все это помогало мне многое

объяснять себе в профессиональном смысле. Вот так вот один к одному складывается мое педагогическое видение. Научилась обобщать и описывать свой опыт, появились у меня печатные статьи, методические пособия, отражающие педагогические технологии,
пропущенные через свой опыт. Показывала на семинарах впервые в районе нестандартные уроки: пресс- конференцию, научную конференцию (с участием доктора медицинских наук Ельгарова А.А.), об этом уроке писала газета «Голос Чегема». Особенно сложным оказался интегрированный урок «Человек - высшая ценность природы «общества» объединивший историю, литературу и биологию. Основной задачей трех учителей Гукепшокова А.В., Гелястановой А.Л. и меня было на одном уроке найти и показать точки соприкосновения трех, казалось бы, противоположных предметов на методологическом уровне. Это сложнее, чем обычный межпредметный уровень интеграции предметов. Присутствовавшие учителя стали затрудняться в анализе. Ведь форма и содержание урока совершенно новые. Стали, отмечать какой предмет хуже или лучше знают дети. Тогда вступился зав. районо Таашев Х.З. , «Заслуженный учитель», знающий и понимающий школу изнутри. Проанализировал так, что разложил наши замыслы по полочкам. Ценность урока была поднята высоко. «Я видел интегрированный урок в Москве, но этот урок во многом превосходит тот»- сказал он.. Какая же я везучая, что в такой сложный момент появляется человек, который проясняет ситуацию. Во время и к месту сказанное слово предопределяет дальнейший ход событий в твоей жизни. Когда учитель выступает в роли автора урока публично, это что-то сокровенное и отрадно когда тебя понимают между строк (этот урок я опубликовала в методическом сборнике «У опыта лицо его владельца» ИПК 1997 г., г.Нальчик). На жизнь нашу влияют иногда такие эпизоды, о которых, как нам кажется, мы не помним.

Мое понимание: учитель в первую очередь обучает наукам, но трансформация знания неминуемо сопровождается воспитанием. Помимо всего прочего воспитывает школьников отношение учителя к своей работе: с любовью, с увлечением он делает свое дело и только через это приходит настоящая любовь к детям и настоящее сотрудничество. И только такое воспитание результативно. Это и есть, по-моему, воспитывающее обучение. Обучающее воспитание стоит чуть ниже от первого. А вот призывы, лозунги типа « детей надо любить» не имеют должного воздействия.

Как человек, проработавший в управленческой команде школы много лет, я скажу, что есть много учителей, имя которых не на слуху (это зависит от многих факторов), а работают тихо, ровно, беззаветно преданно своему делу, а значит и детям. Говоря современным языком, «не раскрученные», но имеют результат. В воспитывающее обучение такие учителя, на мой взгляд, вносят неоценимый вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения.

]]>
sbekanova@ya.ru (Редакция) КБР Mon, 06 Mar 2017 18:09:26 +0300