В Индии детям младше 16 лет, возвращающимся в школу в этом месяце в начале учебного года, больше не будут рассказывать об эволюции, периодической таблице элементов или источниках энергии.
Новость о том, что эволюция будет исключена из учебной программы для учащихся в возрасте 15-16 лет, широко освещалась в прошлом месяце, когда тысячи людей подписали петицию в знак протеста. Но официальное руководство показало, что глава о периодической таблице также будет исключена, наряду с другими основополагающими темами, такими как источники энергии и экологическая устойчивость. Младшим ученикам больше не будут преподавать определенные темы, связанные с загрязнением окружающей среды и климатом, а для старшеклассников сокращены предметы по биологии, химии, географии, математике и физике.
В целом изменения затрагивают около 134 миллионов учащихся в возрасте 11-18 лет в школах Индии. Масштабы произошедших изменений стали яснее в прошлом месяце, когда Национальный совет по образовательным исследованиям и профессиональной подготовке (NCERT) — государственный орган, разрабатывающий индийскую школьную программу и учебники, — выпустил учебники для нового учебного года, который начался в мае.
Исследователи, в том числе те, кто изучает естественнонаучное образование, шокированы. “Любой, кто пытается преподавать биологию, не имея дела с эволюцией, не преподает биологию в том виде, в каком мы ее понимаем в настоящее время”, - говорит Джонатан Осборн, исследователь в области науки и образования из Стэнфордского университета в Калифорнии. “Это фундаментально для биологии”. Периодическая таблица объясняет, как строительные блоки жизни объединяются для получения веществ с совершенно разными свойствами, добавляет он, и “является одним из величайших интеллектуальных достижений химиков”.
Мифили Рамчанд, преподаватель естественных наук в Институте социальных наук Тата в Мумбаи, Индия, говорит, что “все, что связано с водой, загрязнением воздуха, управлением ресурсами, было удалено. “Я не понимаю, почему сохранение воды и воздуха [загрязнение] для нас не имеет значения. В настоящее время это тем более актуально”, - добавляет она. Глава о различных источниках энергии — от ископаемого топлива до возобновляемых источников — также была удалена. “Честно говоря, это немного странно, учитывая актуальность в современном мире”, - говорит Осборн.
Более 4500 ученых, преподавателей и представителей научных кругов подписали обращение, организованное Breakthrough Science Society, группой кампании, базирующейся в Калькутте, Индия, с требованием восстановить сокращенный контент об эволюции.
NCERT не ответила на призыв. И хотя она полагалась на комитеты экспертов для контроля за изменениями, она еще не взаимодействовала с родителями и учителями, чтобы объяснить причины их внесения.
ГЛАВЫ ЗАКРЫТЫ
Глава о периодической таблице элементов была удалена из учебной программы для учащихся 10 класса, которым обычно 15-16 лет. Также были удалены целые главы об источниках энергии и устойчивом управлении природными ресурсами.
Небольшой раздел о вкладе Майкла Фарадея в понимание электричества и магнетизма в девятнадцатом веке также был исключен из программы 10-го класса. Из ненаучного контента были удалены главы о демократии и разнообразии, политических партиях и вызовах демократии. А глава о промышленной революции была удалена для учащихся старшего возраста.
Объясняя свои изменения, NCERT заявляет на своем веб-сайте, что она рассмотрела, совпадает ли содержание с аналогичным содержанием, описанным в другом месте, сложность содержания и не является ли содержание неактуальным. Она также направлена на предоставление возможностей для обучения на основе опыта и творчества.
NCERT объявила о сокращениях в прошлом году, заявив, что они ослабят давление на учеников, обучающихся онлайн во время пандемии COVID-19. Амитабх Джоши, биолог-эволюционист из Центра передовых научных исследований имени Джавахарлала Неру в Бангалоре, Индия, говорит, что учителя естественных наук и исследователи ожидали, что содержание будет восстановлено, как только ученики вернутся в классы. Вместо этого NCERT шокировал всех, напечатав учебники к новому учебному году с заявлением о том, что изменения сохранятся в течение следующих двух учебных лет в соответствии с пересмотренной образовательной политикой Индии, утвержденной правительством в июле 2020 года.
“Идея [новой политики] заключается в том, что вы заставляете учеников задавать вопросы”, - говорит Аниндита Бхадра, биолог-эволюционист из Индийского института научного образования и исследований в Калькутте. Но она говорит, что удаление фундаментальных концепций, скорее всего, подавит любопытство, чем поощрит его. “То, как это делается, когда говорят: ‘уберите контент и меньше учите”, - говорит она, - “вы так не поступаете”.
ЭВОЛЮЦИЯ ИСКЛЮЧЕНА
Преподаватели естественных наук особенно обеспокоены удалением эволюции. Глава о разнообразии живых организмов, которая называется "Почему мы заболеваем", исключена из учебной программы для учащихся 9 класса, которым обычно 14-15 лет. Вклад Дарвина в эволюцию, то, как формируются окаменелости, и эволюция человека - все это было удалено из главы о наследственности и эволюции для учащихся 10 класса. Теперь эта глава называется просто ‘Наследственность’. Эволюция, говорит Джоши, необходима для понимания человеческого разнообразия и “нашего места в мире”.
В Индии 10 класс - последний год, в котором каждому учащемуся преподаются естественные науки. Только учащиеся, которые решили изучать биологию в последние два года обучения (до поступления в университет), будут изучать эту тему.
Джоши говорит, что процессу пересмотра учебной программы не хватало прозрачности. Но в случае эволюции “все больше религиозных групп в Индии начинают занимать антиэволюционные позиции”, - говорит он. Некоторые представители общественности также считают, что эволюция не имеет значения за пределами академических институтов.
Адитья Мукерджи, историк из Университета Джавахарлала Неру в Нью-Дели, говорит, что изменения в учебной программе вносятся Раштрией Сваямсевак Сангх (RSS), волонтерской организацией с массовым членством, имеющей тесные связи с правящей в Индии партией Бхаратия Джаната. RSS считает, что индуизму угрожают другие религии и культуры Индии.
“В Индии наблюдается отход от рационального мышления, против просвещения и западных идей”, - добавляет Сучета Махаджан, историк из Университета Джавахарлала Неру, которая сотрудничает с Мукерджи в исследованиях влияния RSS на школьные тексты. Эволюция противоречит историям сотворения мира, добавляет Мукерджи. История - главная цель, но “наука - одна из жертв”, добавляет она.