Вторник, 02 Январь 2018 22:38

Стоит ли ученикам давать самим разрабатывать учебные программы?

       Ключевой товар в образовании - это знания. Именно по этой причине мы строили здания, называемые школами. Мы требовали, чтобы дети приходили сюда и сидели в комнате со знаниями, накопленными в головах учителей и заложенными между обложками учебников. Эта модель явно была нарушена или, если честно, уничтожена (для консерваторов, позвольте мне успеть добавить, что учителя и книги по-прежнему очень важны, но по-другому). Когда мировые знания находятся не только в головах учителей, но и на экранах современных гаджетов, то получить доступ к ним можно где угодно, и ситуация в школах должна меняться.
       Независимый проект
       Существует множество срезов знаний, при помощи которых мы можем смотреть на изменения, происходящие сейчас в школах: срез Common Core (возможно, самый популярный), технологический срез, срезы для финансов и рабочих мест. Как насчет авторитетного среза, показывающего, кто может принимать решения о том, чему научились и как дети? Если знание - это сила, и эта власть сейчас находится в руках учеников, не должно ли это менять отношение руководства в школах к процессу обучения?
       Подумайте о будущем - дошли ли мы до того момента, когда ученики могли бы разработать собственную учебную программу? Стали бы учителя готовыми брать на себя новые роли и делиться властью со своими детьми? Или этот мир станет подобным «Повелителю мух» - роману Уильяма Голдинга о британских школьниках, оказавшихся на необитаемом острове без присмотра взрослых? Хм, это нездорово.
       Один из моих любимых проектов, в котором учащиеся умудрялись усовершенствовать свое собственное обучение, - это независимый проект из горной региональной средней школы в штате Массачусетс. Когда один из учеников Сэма Левина пришел домой и пожаловался матери: «Я не могу смотреть на то, что все несчастны и учеба ничего ни для кого не значит», его мать предложила: «Почему бы вам не открыть свою собственную школу?» К их радости, администрация школы разрешила группе из восьми учеников, одна часть из которых имела хорошие оценки, а другая была с удовлетворительными отметками, разработать собственную программу обучения в школе в течение всего семестра.
       В своем техническом документе на сайте проекта Сэм описывает продуманный процесс, благодаря которому независимый проект был одобрен школьным преподавателем и советом. Учебная программа была структурирована с утренними сессиями, в ходе которых преподаватели изучали проблемы, касающиеся естественных и социальных наук или «литературного и математического искусства». Например, один ученик изучал, как растительные клетки с вершины горы сравниваются с растительными клетками со дна. В течение семи недель по литературе ученики читали и обсуждали шесть романов и пьесы, а также писали анализы, альтернативные окончания или новые художественные произведения в стиле автора.
Во второй половине дня дети работали над «Индивидуальными усилиями». Как учащиеся выбирали проекты, требующие длительных, интенсивных и самостоятельных умственных затрат? Нужно ли им обеспечить то, чтобы их проекты соответствовали общим основным стандартам? Как писал Сэм: «Единственным требованием для этого была радость ученика от проделанной работы». Школьные проекты включали в себя написание романа, создание фильма и обучение приготовлению пищи (с окончательной презентацией подачи еды на 80 человек).
       В течение семестра ученики могли обратиться к любому преподавателю в школе за помощью и найти других наставников в сообществе и в Интернете. Консультант по руководству служил советником факультета, с большим консультативным комитетом, состоящим из преподавателей математики и истории.
       В итоге испытание первого года было признано очень успешным. Восемь учеников, независимо от их предыдущих оценок, произвели впечатляющую, значительную и аутентичную работу. Они также научились ценным навыкам управления временем и помогали одноклассникам с конструктивной критикой. Рекомендации по улучшению включали реструктуризацию математической деятельности, чтобы быть строже, раннее обучение тому, как критиковать академическую работу и получать регулярные отзывы от учителей.
Обучение в партнерстве
Существуют и другие модели того, как дать школьникам больше свободы выбора в своей работе, а также возможность работать вместе с учителями, как с напарниками, а не в качестве подчиненных. Один из самых успешных, что подтверждают его 17 лет существования, - это поколение GenYES. Ученики GenYes преподают своим учителям технологии, служат помощниками в технологической сфере в классе и поддерживают ИТ-инфраструктуру школы.
       Другой пример – «Национальный альянс городов», расположенный в Сайоссет, Нью-Йорк. Недавно я услышал презентацию доктора Иветт Джексон, генерального директора организации и автора книги «Педагогика доверия». Доктор Джексон была директором одаренных программ для школ в Нью-Йорке и считала, что справедливость в образовании действительно может быть достигнута, если мы будем относиться ко всем детям, как к «одаренным». Важно предоставлять им выбор и независимость, обычно отводимые для талантливой молодежи. Она утверждает, что образование должно основываться на сильных сторонах студентов, а не на основе моделей дефицита, надоевших всем. В этом сегменте CNN о работе NUA, обучение школьниками преподавателей выступает, как часть их профессионального развития. И они посещают семинары PD вместе со своими учителями.
Разве не настало время для демократии давать больше свободных методов в образование? Наши школы не должны действовать, как олигархия с правилами, сделанными маленькой группой взрослых для гораздо большего количества учеников. В Южной Африке, где у меня была возможность работать в начале 1990-х годов, чернокожие ученики, которые не получали своих учебников, бойкотировали свои школы. Они вышли из своих учебных заведений и обратили внимание на абсолютную несправедливость своих ресурсов по сравнению с белыми студентами. В нашей собственной богатой стране есть миллионы учеников, которые не получают основы того, что должно обеспечить образование XXI века. Удивительно, что они не организуют митинги, не бойкотируют и не маршируют. Возможно, они не знают, какая у них сила. Мудрые преподаватели начинают давать им эту власть. Сам Левин говорит, что это лучше всего описано в прекрасной заключительной фразе его книги: теперь ученики должны быть «авторами собственного обучения».

Про лучших учителей. Теория и практика обучающего процесса и воспитания.

  • По дате
  • По алфавиту
Загрузить ЕЩЕ load all