Среда, 21 Июль 2021 23:28

Человек, воспитанный природой: влияние природы на формирование и развитие личности

Педагоги во все времена заявляли и заявляют о решающем влиянии окружающей среды, быта, условий труда и отдыха, социального окружения на формирование мировоззрения и нравственности личности.

Еще в XVII веке философ Джон Локк главным воспитательным средством считал пример родителей, окружение ребенка и отдавал предпочтению семейному воспитанию. Ж.Ж.Руссо (1712-1778) говорил, о воздействии на ребенка факторов воспитания: природы, окружающих людей и общества, каждый из которых выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства, люди и общество учат, как и где применять их, обогащают этот опыт. Итальянский педагог Мария Монтессори (1870–1952), учитывая индивидуальные, психофизиологические возрастные особенности детей, детально продумала предметно-пространственную обучающую среду для их свободного и полноценного развития: условия жизни, занятия детей, правила общения; предметное окружение: маленькая мебель, развивающие материалы, дающую возможность выбора самостоятельной деятельности ребенка. Создание оптимальных, благоприятных, гуманных условий для  воспитания и образования детей и подростков, пробуждающие в ребенке природные задатки, предложил Штейнер с 1919г., открывая вальдорфские школы.

К.Д. Ушинский (1824 – 1870), которого называют основоположником научной педагогики в России, считал, что наука о воспитании – это наука о том, как сделать человека счастливым, и самыми действующими воспитателями  в этом являются семья, общество и природа, причем в основе воспитания лежит труд. Педагогический опыт С.Т. Шацкого (1878-1934), А.С. Макаренко (1888 – 1939) и   их последователей показал, что эффективно воспитывает не столько воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом вокруг центрального пункта – процесса хозяйствования.

Можно еще и еще продолжать перечисление соответствующих педагогических воззрений. Но, заглянув в глубину веков, мы увидим, что именно всё это и было неотъемлемой частью народной педагогики. Интересно то, что эти педагогические взгляды абсолютно созвучны народной мудрости, народному опыту, идеям и принципам народной педагогики, в частности традициям семейного славянского или, например, исконно чувашского воспитания.  Наши далекие предки не выделяли воспитание как отдельное действие, они просто все вместе жили, трудились в ладу со своей семьей и родной природой. Воспитание совершалось жизнью. Народная мудрость хранила свои знания в песнях, пословицах, поговорках, в обычаях, традициях, передававшихся из поколения в поколение. 

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство…

Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она - не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания.

Природа - это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе родины - родные. Вспомним их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный путь». По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому.1

Человек — часть природы, он от нее зависит. Человек не может жить без воздуха, воды, пищи (пища растительного и животного происхождения). Человек находит пищу в дикой природе: собирает ягоды, грибы, охотится на животных, ловит рыбу. Человек научился специально для употребления в пищу выращивать культурные растения (высевать злаковые культуры, высаживать овощи, фрукты). Он приручил животных, которые теперь называются домашними. Животные дают человеку молоко, мясо, яйца. За это животных кормят, ухаживают за ними.

Природа дает человеку не только пищу. Деревья — это строительный материал. Они используются для строительства домов, кораблей, из них делают мебель, бумагу и много других вещей. Есть много растений, которые человек использует для лечения. Из шерсти и кожи животных человек делает много теплых и нужных для жизни вещей. Из природы человек добывает железо для строительства машин, уголь и нефть, для того чтобы были свет, тепло.

Природа оказывает большое влияние на самочувствие человека: растения очищают воздух от пыли, вредных микробов, обогащают его кислородом; там, где очень жарко, они дают тень; там, где сыро, осушают воздух. Растения радуют человека своими цветами, листьями. Чтобы отдохнуть, человек идет в парк, в лес, на речку. Растения украшают жилище человека. Комнатные растения красивы и полезны, делают дом уютнее и наряднее. Домашние животные радуют человека своей преданностью и приветливостью. Человек называет их братья меньшие. Ухаживая за домашними животными и комнатными растениями, человек учится быть добрым. Общение с ними улучшает его настроение.

Человек хочет познавать окружающий мир, природу. Он наблюдает жизнь растений и животных, изучает их. Во многих городах есть зоопарки, ботанические сады. Там находятся животные и растения из разных уголков Земли, и каждый может с ними познакомиться.

Но не только природа нужна человеку. Человек тоже нужен природе. Без его заботы природа не сохранится. Человек должен научиться беречь и экономно расходовать все, что дает природа. Но не все люди хотят и умеют заботиться о природе, они не всегда знают, как следует правильно поступать, чтобы помочь ей. И тогда природа начинает погибать, а значит, начинает страдать и человек.

Человек давно стал искать пути и способы охраны природы. Люди создали заповедники, где специально охраняются редкие животные и растения. Там запрещены охота, сбор ягод, семян. Живя в безопасности, растения и животные размножаются и расселяются в другие места обитания.

Человек должен научиться правильно общаться с природой: изучить правила поведения в ней и меры охраны. Но знать все это недостаточно, человек должен постоянно совершать добрые поступки в природе.

А как же воспитываются природой дети, живущие в интернате? Что их окружает? Вместе они с природой или вдали от нее? Такие  вопросы приходится каждый день задавать себе, а ответы приходят на ум неутешительные.

Дети, живущие в интернате абсолютное большинство времени проводят в ее стенах, не чувствуя тихого рассвета, яркого заката, солнца, что выглядывает из облаков. Все это они видят в большинстве своем из окон своего большого и такого удобного дома. Когда же они выходят на прогулку, то видят только игры и редкие прогулки по окрестным местам. Мы, педагоги, учим детей любви к природе, бережному к ней отношению, говорим о том, что не нужно мусорить, ломать деревья, кусты, рвать без нужды цветы. Да, мы всему этому учим, но стоит детям выйти за ограду интерната  и они увидят груды мусора то тут, то там в самом поселке. На территории интерната за каждой группой закреплена территория, о которой нужно заботиться: убирать мусор, срезать сорняки, подметать, окапывать бордюры. Но тут же за оградой в канаве лежит мусор, который не нужно убирать, так как это не территория интерната. Дети видят двойственность взрослых и просто приспосабливаются: на территории мусорить нельзя, а за оградой, если не видят взрослые – можно. Человек, воспитанный природой чуток к ней, как к матери своей, которая его вырастила, а в ответ он будет заботиться о ней всеми своими силами. Но от природы родной медленно уходят не только дети, но взрослые, живущие не только в городах, но и в селах и деревнях. По весне, когда растает снег, выходит весь мусор, что набросали по разным местам люди. Места же могут быть самые разные: это и игровые площадки, тропинки вдоль дорог, автобусная остановка. Видя все это безобразие, мы с ребятами группы решили убрать мусор, что лежал вдоль дороги между поселком и деревней. По обеим сторонам дороги луга’, на которых пасутся стада коров и овец. И пасутся они и вдоль дороги, среди мусора, что набросал человек, живущий рядом. Мы вместе собрали пять больших мешков мусора. Можно было собрать еще, но не хватило мешков. Проходит время. День за днем прохожие люди бросают по мусоринке, по мусору… К осени мусора на лугах вдоль дороги становится даже больше, чем по весне.  Может быть, этот мусор в следующий раз уберут муравьи, другие там букашки или червячки? Наверное, нет, так как это им не под силу… Встает вопрос: а взрослые, живущие в деревне, воспитаны ли природой? Мой ответ «нет». Тогда как же будет воспитываться молодое поколение людей, видя такой пример прямо перед своим носом? Или другой интересный пример. Весной по дороге между поселком и деревней часто гуляли молодые мамы с колясками. Иногда с ними гуляли и более взрослые их дети. Снег растаял, выглянул мусор из-под кустов, прошлогодней травы. Молодые мамы гуляют каждый день среди всего этого мусора,  но и не думают его как-нибудь убрать. Однажды, возвращаясь поздно вечером домой с работы, вижу, что одна мама усердно наклоняется к земле и что-то собирает. Во мне проснулась надежда, что наконец-то они собирают мусор под ногами, мешающий им гулять, наслаждаться природой. Но не тут-то было: молодая мама просто рвала траву на обочине дороги для своих нужд. Наступил май, трава выросла и закрыла своим зеленым покрывалом всё то безобразие, что натворил человек.

В своей работе мне часто приходится говорить с моими воспитанниками о природе, о ее ценности для жизни человека не только на воспитательских часах, но и в обычных беседах. Дети учат стихотворения о ней, учатся наблюдать за ее изменениями в зависимости от времен года. Но этого вовсе не достаточно для того, чтобы дети прочувствовали все то, что делает природа для их жизни. Конечно же, чтобы дети были вместе с природой, учили ее уроки, их нужно поселить в лесу в деревянный домик, где они жили бы со своими родителями и учились у них жизни. Соловей учил бы их песням, лисица и волк гимнастике, медведь терпению, белочка трудолюбию, пчелки мудрости, травы и цветы любви. Лесной кабан с родителями научили бы моих воспитанников как землю пахать, сеять пшеницу, рожь, сажать картошку, лук и репку. Все они научили бы какой ценой дается каждая крупинка, каждый овощ, каждый кусок мяса и рыбы, что с таким пренебрежением и нежеланием не хотят есть дети в интернатской столовой. Дети не едят, а чужой труд летит в мусорное ведро. Но это лишь мечты… Всему этому приходится учить нам, педагогам школы – интерната. Приходится учить каждый день. По крупинкам, по кусочкам и не всегда с желанным результатом: ведь кроме педагогов у детей есть родители и окружающая среда их дома, которая с самого детства впитала в них образ поведения с природой, ее дарами и трудом человека.

Автор: Ижетникова Екатерина Владиславовна

Источник: https://nsportal.ru

Педагогика. Лучшие учителя. Опыт педагогов. Методики. Истории учителей.

  • All
  • воспитание
  • исследования
  • истории
  • легенды
  • педагогика
  • подростки
  • По дате
  • По алфавиту
  • Date
  • Random
  • 1. Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью,
    • педагогика
  • 1.Основы педагогического мастерства. Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее
    • педагогика
  • Пластика педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в классе, на состояние детей, успехи их деятельнос­ти. Она должна быть выразительной, демонстрировать
    • педагогика
  • Как мы можем изменить поведение издевательств с помощью раннего вмешательства. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Исследования показывают прямую корреляцию между частыми издевательствами в
    • воспитание
    • исследования
  • ... и почему противоядием является не наказание, а настоящая независимость. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Бунт в раннем подростковом возрасте предполагает сопротивление родительской власти.
    • воспитание
    • подростки
  • Уклонение от общения и взаимодействия со сверстниками может ограничить социальный рост. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Поскольку это может ограничить рост подростков, на
    • воспитание
    • подростки
  • Полезная родительская мантра для любого родителя подростков. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Ваши подростки не ненавидят вас. На самом деле, они хотят быть
    • воспитание
    • подростки
  • Оптимизм - это позитивный настрой, который может помочь нам прожить более долгую и здоровую жизнь. Вот как научить детей оптимизму. Оптимизм
    • воспитание
  • 8 августа 1956 года застенчивый и худой 15-летний мальчик прибыл в Сантос; менее чем через два года Пеле выиграл первый
    • истории
  • Новое исследование, опубликованное в Международном журнале экологических исследований и общественного здравоохранения, изучало последствия практики йоги и осознанности для психического здоровья
    • воспитание
    • исследования
  • Студия Ghibli известна своей захватывающей анимацией и рассказыванием историй с момента основания студии режиссерами Хаяо Миядзаки и Исао Такахатой и
    • исследования
  • Качественные изменения, которые претерпевает ОДАРЕННОСТЬ в ходе своего развития, можно лучше всего себе представить, сравнивая самые примитивные формы ее проявления
    • исследования
  • Зависимость одаренности от возраста влечет за собою то, что тот или иной задаток шаг за шагом развертывается в ряд потенций,
  • Количественная оценка одаренности может производиться в двояком смысле, — смотря по тому, понимается ли одаренность как способность или как умение (Fertigkeit).
    • исследования
  • Понятия «общей одаренности» и «единства» функций одаренности, о которых мы говорили выше, вовсе не означают однообразия; напротив, один человек может
  • Мы определили одаренность, как присущее человеку предрасположение, и, следовательно, все определения, которые психология персонализма пытается дать предрасположению — действительны и для
    • исследования
  • Новая психология, начавшая с изучения чувственных восприятий, затем перешедшая к представлениям и эмоциям, — за последние 20 лет обратилась к изучению
    • исследования
  • Важнейшее значение для эффективной деятельности педагога имеют его педагогические способности - качества личности, выражающиеся в склонности к работе с детьми. Выделяют
    • педагогика
  • Педагогическая деятельность представляет собой определенную структуру. Ее компонентами являются: гностический компонент (от греч. гнозис—познание), относящийся к сфере знаний педагога. Это
    • педагогика
  • Роль педагога в развитии общества исключительно важна. Он является своего рода преемственным звеном между прошлым и будущим, передавая опыт исторического
    • педагогика
  • Количественные методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между
    • педагогика
  • Важнейшую роль в педагогическом исследовании играют теоретические методы. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. К методам
    • педагогика
  • В соответствии с логикой научного исследования осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность наиболее
    • педагогика
  • Всякое педагогическое исследование, независимо от его масштабов и направленности, подчинено единой логике, имеет общую структуру, этапы осуществления. Структура исследования может
    • педагогика
  • Исследование в области педагогики (педагогическое исследование) - это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования,
    • педагогика
  • За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Усилилась ее направленность на формирование специальных умений в осуществлении научного исследования. Оно должно
    • педагогика
  • Методология педагогики - это система знаний об основах и структуре педагогической теории, подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, способах получения
    • педагогика
  • В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский; общенаучный; конкретно-научный; технологический. Содержание философского уровня методологии составляют общие принципы познания и
    • педагогика
  • Любая наука существует и развивается благодаря постоянному накоплению научных фактов, выводов, заключений. Они в свою очередь являются результатом активно осуществляющихся
    • педагогика
  • Процесс формирования личности включает в себя ее подготовку к жизни в обществе, «вхождение» в социальную среду. Это означает, что личность
    • педагогика
Загрузить ЕЩЕ load all