Пятница, 10 Декабрь 2021 08:37

Вред системы Монтессори. Минусы обучения дошкольников.

Сейчас в России получило широкое распространение обучение дошкольников по системе Марии Монтессори. В великом разнообразии российских и зарубежных авторских методик по раннему развитию детей оно занимает не последнее место, с каждым годом наращивая площади охвата страны. 

Печально, что многие родители, уже отдавшие своих детей в так называемые «монтессори-группы» в детских садах или посещающие вместе с детьми развивающие центры, имеют минимальные знания о методике Монтессори. Проанализируем недостатки этой внедренной в России западной системы. 

Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, Мария Монтессори (1870-1952) заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Она пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей – это проблемы не столько медицинские, сколько педагогические. 

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, что достигается помещением его в специально подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. 

А. В. Луначарский способствовал проведению серии экспериментов по внедрению принципов этой прогрессивной педагогики в систему образования. В 1926 г. даже рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори Наркомпросом было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа была закрыта в 1930 г. О Монтессори-методе в России не вспоминали более шестидесяти лет – до начала 90-х. 

Сейчас в 68 регионах России создано более 400 групп в детских садах, работающих по системе Монтессори. Только в Москве насчитывается более 50 детских учреждений, где есть подобные группы. В 1997 году в России была организована Ассоциация Монтессори-педагогов, объединяющая сегодня уже более 5.000 педагогов-энтузиастов. Всего же, по данным Ассоциации, идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны. 

В настоящее время «просвещенная» Европа повсеместно внедряет эту методику: в Великобритании Монтессори-школы составляют около 20% всех школ для детей 4-12 лет, в Голландии – 40% и т. д. А в США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет. 

Основа педагогического метода Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность. 

Ребенок изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. Понятие "свободное воспитание" в практике Монтессори означает свободу выбора ребенка в своем развитии. 

«Как красиво звучит!», – подумают многие родители, не подозревая, сколько «подводных» камней таит эта «свободная» методика. 

Разберем основные «минусы» данной системы. 


1) Воспитатель-учитель в этой педагогической системе не имеет такого авторитета, как в традиционных.

В нашей стране, имеющей глубоко укоренившиеся традиции авторитарного правления в государстве и семье, учащиеся и на учителей смотрят как на «руководителей», указывающих, что нужно делать. Поэтому педагог-наблюдатель, педагог-помощник не имеет должного уважения у детей. 


2) М. Монтессори недооценивала значение игры в развитии ребёнка. Считая игру деятельностью, оторванной от реальной жизни, она заменяла её практической деятельностью с обучающими пособиями, деятельностью по самообслуживанию. Подвижные и ролевые игры отсутствуют. Вообще Монтессори-система не предполагает наличия ролевых игр, танцев. Работа идёт больше в тишине и уединении. Несмотря на то, что малыши находятся в группе и взаимодействуют друг с другом, по большей части они работают индивидуально. 

Развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, т. е. сферы деятельности, которые контролируют левое полушарие, её методика не уделяет внимание «творческому» правому – которое отвечает за познание мира целостно. 

В помещениях, где находились дети, не было даже игрушек! Она сравнивала детей с губкой, которая впитывает и хорошее и плохое. И игры становились нежелательными во избежание спонтанного воспроизведения этого «впитанного» плохого в игре. Но для «обычного» ребенка – это необходимые игры, именно в них ребенок развивается творчески, раскрываются его индивидуальные особенности. Развивая логическое мышление головоломками, не стоит забывать о важности ролевых игр и развития фантазии. Значение игры для полноценного и всестороннего развития ребёнка просто переоценить невозможно, настолько оно велико! Игра не зря названа ведущей деятельностью дошкольного возраста.  


3) Непростая ситуация складывается и с чтением. Предметом, которому, казалось бы, в системе Монтессори уделяется столько внимания. М. Монтессори не использовала в своей работе сказки. Также считая их уходом от реальности, заменяла их реалистическими описаниями предметов. 

Но именно в сказках происходит первоначальное формирование всех представлений ребёнка о жизни, в том числе и об отношениях между людьми, а также и об основных нравственных категориях, таких как добро и зло. Эта методика хоть напрямую и не отрицает художественную литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что в «сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в этом смысле они полезны для развития ребенка». Любая деятельность, в том числе и чтение, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем – это отнюдь не одно и то же. Для чего вообще пишется и читается художественная литература? Она учит умению сопереживать, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате же отлучения от художественной литературы, от сказок, ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым! 


4) М. Монтессори не уделяла внимания развитию воображения и творческих способностей детей. Здесь отрицается творчество как таковое. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка. В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а наоборот, тормозящими его. Нет игр в кукол, нет пряток… Решительно отвергает Монтессори-педагогика детское художественное творчество, в частности рисование. 

Вот что пишет по этому поводу один из видных идеологов Монтессори-педагогики в России: «Никто не обращает внимание на то, что возможно рука ребенка еще вяла, его ум бесчувственен к прекрасному и безобразному и восхищающие всех «каляки-маляки» всего лишь свидетельство определенного уровня мышечного и духовного хаоса <...> Монтессори считала отклонением в развитии уход ребенка в фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед малышом в жизни. Если этот мир не связан с реальностью, то он скорее сродни галлюцинациям наркоманов, чем содержательному творчеству. Творческую способность ума Монтессори рассматривает как средство работы над реальностью <…>». 

Подобный подход не даёт достаточного развития детской фантазии, что ведёт к большим потерям в эмоциональном развитии ребёнка. 

Методика не учитывает важность развития речи у дошкольника. Когда с ребенком много общаешься на отвлеченные темы, когда ребенку читаешь сказки, и т. п. – малыш фантазирует. В результате «обычный» ребенок – развивается, нуждающийся же в лечении – уходит в себя, замыкается (по мнению Монтессори и многих других специалистов), а этого лучше избегать. 


5) Индивидуальный подход к ребёнку, провозглашенный М. Монтессори, оборачивался на практике ещё и нарушениями социальных взаимоотношений: дети работали с материалом поодиночке, помогал им при возникновении сложностей педагог, контакты между детьми искусственно ограничивались. Группа живет в своем микромире – налицо отвлеченность от социальной реальности. К тому же некоторые педагоги считают, что метод Монтессори перенасыщен предметами, называют его искусственным. 

После детского сада Монтессори у ребят в «обычном» детском учреждении могут возникнуть проблемы с поведением (в классах по данной методике учащиеся во время занятий свободно передвигаются по классу, задания могут выполняться и лежа). 

Ребёнок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Будет ли он заниматься с учителем, с другом или самостоятельно. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся, пока ребёнок сохраняет к нему интерес.

Если же ребёнку хочется побыть одному, он может уединиться в отгороженном от общей комнаты "закутке" с мягким креслицем, подушками и множеством книжек.

 

Можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою. Ребёнок сам выбирает для себя режим работы, и, конечно же, он себя не перегрузит никогда. Свобода выбора во всем: дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься, место для занятия и время занятия (надоело – переключились на другое!).

 

Специалисты, исследовавшие деятельность М. Монтессори, говорят, что у её воспитанников отмечалась задержка социального развития. 

ВЫВОД:

Неприемлемо использовать метод М. Монтессори в «чистом виде». Методика Монтессори далека от совершенства, а в некоторых аспектах весьма странна. Часто это просто новый способ вымогания денег с родителей под новой яркой вывеской.

Изначально она создавалась для социальной адаптации отстающих в развитии детей. Позже методика была переделана для развития «обычных» детей, но она ориентирована на развитие логики в ущерб развитию творческих способностей и речи ребенка.

Анита Северная, РВС.

Источник: rvs.su

Педагогика. Лучшие учителя. Опыт педагогов. Методики. Истории учителей.

  • All
  • воспитание
  • исследования
  • истории
  • легенды
  • педагогика
  • подростки
  • По дате
  • По алфавиту
  • Date
  • Random
  • 1. Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью,
    • педагогика
  • 1.Основы педагогического мастерства. Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее
    • педагогика
  • Пластика педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в классе, на состояние детей, успехи их деятельнос­ти. Она должна быть выразительной, демонстрировать
    • педагогика
  • Как мы можем изменить поведение издевательств с помощью раннего вмешательства. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Исследования показывают прямую корреляцию между частыми издевательствами в
    • воспитание
    • исследования
  • ... и почему противоядием является не наказание, а настоящая независимость. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Бунт в раннем подростковом возрасте предполагает сопротивление родительской власти.
    • воспитание
    • подростки
  • Уклонение от общения и взаимодействия со сверстниками может ограничить социальный рост. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Поскольку это может ограничить рост подростков, на
    • воспитание
    • подростки
  • Полезная родительская мантра для любого родителя подростков. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Ваши подростки не ненавидят вас. На самом деле, они хотят быть
    • воспитание
    • подростки
  • Оптимизм - это позитивный настрой, который может помочь нам прожить более долгую и здоровую жизнь. Вот как научить детей оптимизму. Оптимизм
    • воспитание
  • 8 августа 1956 года застенчивый и худой 15-летний мальчик прибыл в Сантос; менее чем через два года Пеле выиграл первый
    • истории
  • Новое исследование, опубликованное в Международном журнале экологических исследований и общественного здравоохранения, изучало последствия практики йоги и осознанности для психического здоровья
    • воспитание
    • исследования
  • Студия Ghibli известна своей захватывающей анимацией и рассказыванием историй с момента основания студии режиссерами Хаяо Миядзаки и Исао Такахатой и
    • исследования
  • Качественные изменения, которые претерпевает ОДАРЕННОСТЬ в ходе своего развития, можно лучше всего себе представить, сравнивая самые примитивные формы ее проявления
    • исследования
  • Зависимость одаренности от возраста влечет за собою то, что тот или иной задаток шаг за шагом развертывается в ряд потенций,
  • Количественная оценка одаренности может производиться в двояком смысле, — смотря по тому, понимается ли одаренность как способность или как умение (Fertigkeit).
    • исследования
  • Понятия «общей одаренности» и «единства» функций одаренности, о которых мы говорили выше, вовсе не означают однообразия; напротив, один человек может
  • Мы определили одаренность, как присущее человеку предрасположение, и, следовательно, все определения, которые психология персонализма пытается дать предрасположению — действительны и для
    • исследования
  • Новая психология, начавшая с изучения чувственных восприятий, затем перешедшая к представлениям и эмоциям, — за последние 20 лет обратилась к изучению
    • исследования
  • Важнейшее значение для эффективной деятельности педагога имеют его педагогические способности - качества личности, выражающиеся в склонности к работе с детьми. Выделяют
    • педагогика
  • Педагогическая деятельность представляет собой определенную структуру. Ее компонентами являются: гностический компонент (от греч. гнозис—познание), относящийся к сфере знаний педагога. Это
    • педагогика
  • Роль педагога в развитии общества исключительно важна. Он является своего рода преемственным звеном между прошлым и будущим, передавая опыт исторического
    • педагогика
  • Количественные методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между
    • педагогика
  • Важнейшую роль в педагогическом исследовании играют теоретические методы. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. К методам
    • педагогика
  • В соответствии с логикой научного исследования осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность наиболее
    • педагогика
  • Всякое педагогическое исследование, независимо от его масштабов и направленности, подчинено единой логике, имеет общую структуру, этапы осуществления. Структура исследования может
    • педагогика
  • Исследование в области педагогики (педагогическое исследование) - это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования,
    • педагогика
  • За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Усилилась ее направленность на формирование специальных умений в осуществлении научного исследования. Оно должно
    • педагогика
  • Методология педагогики - это система знаний об основах и структуре педагогической теории, подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, способах получения
    • педагогика
  • В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский; общенаучный; конкретно-научный; технологический. Содержание философского уровня методологии составляют общие принципы познания и
    • педагогика
  • Любая наука существует и развивается благодаря постоянному накоплению научных фактов, выводов, заключений. Они в свою очередь являются результатом активно осуществляющихся
    • педагогика
  • Процесс формирования личности включает в себя ее подготовку к жизни в обществе, «вхождение» в социальную среду. Это означает, что личность
    • педагогика
Загрузить ЕЩЕ load all