Понедельник, 07 Январь 2019 19:43

Игорь Павлович Волков


Волков Игорь Павлович (1927-1999) - педагог-новатор, учитель черчения и рисования, кандидат педагогических наук (1983), заслуженный учитель школы РСФСР (1982).

      Главная новаторская идея Волкова — создание механизма реализации творческих способностей детей и осуществление педагогического руководства процессом развития индивидуальности каждого школьника.

           Это учитель-новатор из Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. 

Биография

Родился 14 января 1927 года в городе Железнодорожный Московской области.

В 1952 году окончил Московское художественно-графическое педагогическое училище. С этого же года начал свою педагогическую деятельность.

В 1959 году окончил Московский государственный заочный педагогический институт.

С 1961 года и до конца 1980-х годов работал учителем рисования и черчения средней школы № 2 города Реутова. 

Везде, и на уроках творчества, и в творческой комнате, и в художественной студии в обучении применялся разработанный Волковым алгоритм обучения, когда отбрасывается всё лишнее, а конкретная задача решается кратчайшим путём.
Полностью свой опыт И. П. Волков описал в 5 книгах, 7 брошюрах, многих научных статьях; информация дана в журналах США, Японии, Индии, Эфиопии и др. Более 30 раз выступал по Центральному телевидению. Выступал в Лейпцигском университете, на Международной конференции в Болгарии, на годичных собраниях Академии педагогических наук СССР, на многих Всесоюзных конференциях, посвященных школьному образованию. Имя Волкова Игоря Павловича внесено в Педагогическую Энциклопедию Российской Федерации /1993 г./ и «Реестр художников Российской империи, СССР, «русского зарубежья», Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза

О работе Волкова снято несколько документальных фильмов, самый значительный – «Час ученичества». Человек разносторонних интересов, он и сам учился на режиссёрских курсах. Итогом стали игровые фильмы с участием школьников и коллег-педагогов. Свои «университеты» как художник – график Игорь Павлович получил в семье, у своего тестя Иглина А. И. Александр Иванович считал Игоря Павловича человеком одарённым, способным добиться больших успехов в линогравюре . Активно занимаясь цветной линогравюрой, Волков постоянно совершенствовался как художник, издавал свои работы в ИЗОГИЗе. Художником стала дочь Волкова И.П. - О.И. Лапшина. Он участвовал в выставках произведений художников Москвы и Московской области. В 1997 г . прошли две выставки, посвящённые творческой деятельности семьи. Обладая огромной работоспособностью, не расставался с альбомом всю жизнь, занимался живописью и графикой. И.П. Волков последние годы работал как художник-живописец, признавал только реалистическую манеру, воспевал Россию, ее леса, поля, русскую архитектуру.

 

Заслуженный учитель школы РСФСР (30.12.1982). Кандидат педагогических наук (1983). Умер в 1999 году. Похоронен на Никольском кладбище в городском округе Балашиха Московской области.

Научная работа.

       Игорь Павлович, учитель рисования и пения, убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаем ость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, Волков в самых обычных классах, т.е. не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят. 

        Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так. В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать! 

       Творчество, индивидуальность, художество, считает И. П. Волков, проявляются даже в минимальном отступлении от образца. Но чтобы создать конкретный продукт творческого характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные общепрофессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества.

 

       Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков Волков взял следующие:


1. знания как фундамент творчества


2. строгий отбор учебного материала


3. многократность повторения


4. разностороннее развитие ученика


5. формирование устойчивого интереса к ребенку


6. обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого


7. контроль учителя за работой ученика


8. индивидуальный подход

 

      Для построения процесса обучения учитель-новатор предлагает 19 видов работ. Используется принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала. Отрабатываются приемы труда, в результате создается творческий продукт.       

 

 

«Творческая книжка школьника» и творческие комнаты. 

Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена «Творческая книжка школьника». В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Это основные направления самостоятельных работ, на самом деле они более разнообразны. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков - все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.

       Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. Волков их определяет так: 

 

1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или «через раз»).

 

2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку.

 

3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем.

 

      За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в «творческой книжке».      Волков выделяет три возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от объема изучаемого материала. Он определил пять систем обучения:

1) линейно-последовательная;

2) разорванная;

3) параллельная;

4) блочно-параллельная;

5) основанная на ассоциативных связях. Автор раскрывает особенности названных систем обучения, оценивая их достоинства и недостатки.       

В целом система Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем. 

Про лучших учителей. Теория и практика обучающего процесса и воспитания.

  • По дате
  • По алфавиту
Загрузить ЕЩЕ load all