Опыт

Опыт (3)

Сейчас в России получило широкое распространение обучение дошкольников по системе Марии Монтессори. В великом разнообразии российских и зарубежных авторских методик по раннему развитию детей оно занимает не последнее место, с каждым годом наращивая площади охвата страны. 

Печально, что многие родители, уже отдавшие своих детей в так называемые «монтессори-группы» в детских садах или посещающие вместе с детьми развивающие центры, имеют минимальные знания о методике Монтессори. Проанализируем недостатки этой внедренной в России западной системы. 

Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, Мария Монтессори (1870-1952) заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Она пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей – это проблемы не столько медицинские, сколько педагогические. 

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, что достигается помещением его в специально подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. 

А. В. Луначарский способствовал проведению серии экспериментов по внедрению принципов этой прогрессивной педагогики в систему образования. В 1926 г. даже рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори Наркомпросом было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа была закрыта в 1930 г. О Монтессори-методе в России не вспоминали более шестидесяти лет – до начала 90-х. 

Сейчас в 68 регионах России создано более 400 групп в детских садах, работающих по системе Монтессори. Только в Москве насчитывается более 50 детских учреждений, где есть подобные группы. В 1997 году в России была организована Ассоциация Монтессори-педагогов, объединяющая сегодня уже более 5.000 педагогов-энтузиастов. Всего же, по данным Ассоциации, идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны. 

В настоящее время «просвещенная» Европа повсеместно внедряет эту методику: в Великобритании Монтессори-школы составляют около 20% всех школ для детей 4-12 лет, в Голландии – 40% и т. д. А в США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет. 

Основа педагогического метода Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность. 

Ребенок изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. Понятие "свободное воспитание" в практике Монтессори означает свободу выбора ребенка в своем развитии. 

«Как красиво звучит!», – подумают многие родители, не подозревая, сколько «подводных» камней таит эта «свободная» методика. 

Разберем основные «минусы» данной системы. 


1) Воспитатель-учитель в этой педагогической системе не имеет такого авторитета, как в традиционных.

В нашей стране, имеющей глубоко укоренившиеся традиции авторитарного правления в государстве и семье, учащиеся и на учителей смотрят как на «руководителей», указывающих, что нужно делать. Поэтому педагог-наблюдатель, педагог-помощник не имеет должного уважения у детей. 


2) М. Монтессори недооценивала значение игры в развитии ребёнка. Считая игру деятельностью, оторванной от реальной жизни, она заменяла её практической деятельностью с обучающими пособиями, деятельностью по самообслуживанию. Подвижные и ролевые игры отсутствуют. Вообще Монтессори-система не предполагает наличия ролевых игр, танцев. Работа идёт больше в тишине и уединении. Несмотря на то, что малыши находятся в группе и взаимодействуют друг с другом, по большей части они работают индивидуально. 

Развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, т. е. сферы деятельности, которые контролируют левое полушарие, её методика не уделяет внимание «творческому» правому – которое отвечает за познание мира целостно. 

В помещениях, где находились дети, не было даже игрушек! Она сравнивала детей с губкой, которая впитывает и хорошее и плохое. И игры становились нежелательными во избежание спонтанного воспроизведения этого «впитанного» плохого в игре. Но для «обычного» ребенка – это необходимые игры, именно в них ребенок развивается творчески, раскрываются его индивидуальные особенности. Развивая логическое мышление головоломками, не стоит забывать о важности ролевых игр и развития фантазии. Значение игры для полноценного и всестороннего развития ребёнка просто переоценить невозможно, настолько оно велико! Игра не зря названа ведущей деятельностью дошкольного возраста.  


3) Непростая ситуация складывается и с чтением. Предметом, которому, казалось бы, в системе Монтессори уделяется столько внимания. М. Монтессори не использовала в своей работе сказки. Также считая их уходом от реальности, заменяла их реалистическими описаниями предметов. 

Но именно в сказках происходит первоначальное формирование всех представлений ребёнка о жизни, в том числе и об отношениях между людьми, а также и об основных нравственных категориях, таких как добро и зло. Эта методика хоть напрямую и не отрицает художественную литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что в «сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в этом смысле они полезны для развития ребенка». Любая деятельность, в том числе и чтение, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем – это отнюдь не одно и то же. Для чего вообще пишется и читается художественная литература? Она учит умению сопереживать, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате же отлучения от художественной литературы, от сказок, ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым! 


4) М. Монтессори не уделяла внимания развитию воображения и творческих способностей детей. Здесь отрицается творчество как таковое. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка. В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а наоборот, тормозящими его. Нет игр в кукол, нет пряток… Решительно отвергает Монтессори-педагогика детское художественное творчество, в частности рисование. 

Вот что пишет по этому поводу один из видных идеологов Монтессори-педагогики в России: «Никто не обращает внимание на то, что возможно рука ребенка еще вяла, его ум бесчувственен к прекрасному и безобразному и восхищающие всех «каляки-маляки» всего лишь свидетельство определенного уровня мышечного и духовного хаоса <...> Монтессори считала отклонением в развитии уход ребенка в фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед малышом в жизни. Если этот мир не связан с реальностью, то он скорее сродни галлюцинациям наркоманов, чем содержательному творчеству. Творческую способность ума Монтессори рассматривает как средство работы над реальностью <…>». 

Подобный подход не даёт достаточного развития детской фантазии, что ведёт к большим потерям в эмоциональном развитии ребёнка. 

Методика не учитывает важность развития речи у дошкольника. Когда с ребенком много общаешься на отвлеченные темы, когда ребенку читаешь сказки, и т. п. – малыш фантазирует. В результате «обычный» ребенок – развивается, нуждающийся же в лечении – уходит в себя, замыкается (по мнению Монтессори и многих других специалистов), а этого лучше избегать. 


5) Индивидуальный подход к ребёнку, провозглашенный М. Монтессори, оборачивался на практике ещё и нарушениями социальных взаимоотношений: дети работали с материалом поодиночке, помогал им при возникновении сложностей педагог, контакты между детьми искусственно ограничивались. Группа живет в своем микромире – налицо отвлеченность от социальной реальности. К тому же некоторые педагоги считают, что метод Монтессори перенасыщен предметами, называют его искусственным. 

После детского сада Монтессори у ребят в «обычном» детском учреждении могут возникнуть проблемы с поведением (в классах по данной методике учащиеся во время занятий свободно передвигаются по классу, задания могут выполняться и лежа). 

Ребёнок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Будет ли он заниматься с учителем, с другом или самостоятельно. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся, пока ребёнок сохраняет к нему интерес.

Если же ребёнку хочется побыть одному, он может уединиться в отгороженном от общей комнаты "закутке" с мягким креслицем, подушками и множеством книжек.

 

Можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою. Ребёнок сам выбирает для себя режим работы, и, конечно же, он себя не перегрузит никогда. Свобода выбора во всем: дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься, место для занятия и время занятия (надоело – переключились на другое!).

 

Специалисты, исследовавшие деятельность М. Монтессори, говорят, что у её воспитанников отмечалась задержка социального развития. 

ВЫВОД:

Неприемлемо использовать метод М. Монтессори в «чистом виде». Методика Монтессори далека от совершенства, а в некоторых аспектах весьма странна. Часто это просто новый способ вымогания денег с родителей под новой яркой вывеской.

Изначально она создавалась для социальной адаптации отстающих в развитии детей. Позже методика была переделана для развития «обычных» детей, но она ориентирована на развитие логики в ущерб развитию творческих способностей и речи ребенка.

Анита Северная, РВС.

Источник: rvs.su

Педагоги во все времена заявляли и заявляют о решающем влиянии окружающей среды, быта, условий труда и отдыха, социального окружения на формирование мировоззрения и нравственности личности.

Еще в XVII веке философ Джон Локк главным воспитательным средством считал пример родителей, окружение ребенка и отдавал предпочтению семейному воспитанию. Ж.Ж.Руссо (1712-1778) говорил, о воздействии на ребенка факторов воспитания: природы, окружающих людей и общества, каждый из которых выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства, люди и общество учат, как и где применять их, обогащают этот опыт. Итальянский педагог Мария Монтессори (1870–1952), учитывая индивидуальные, психофизиологические возрастные особенности детей, детально продумала предметно-пространственную обучающую среду для их свободного и полноценного развития: условия жизни, занятия детей, правила общения; предметное окружение: маленькая мебель, развивающие материалы, дающую возможность выбора самостоятельной деятельности ребенка. Создание оптимальных, благоприятных, гуманных условий для  воспитания и образования детей и подростков, пробуждающие в ребенке природные задатки, предложил Штейнер с 1919г., открывая вальдорфские школы.

К.Д. Ушинский (1824 – 1870), которого называют основоположником научной педагогики в России, считал, что наука о воспитании – это наука о том, как сделать человека счастливым, и самыми действующими воспитателями  в этом являются семья, общество и природа, причем в основе воспитания лежит труд. Педагогический опыт С.Т. Шацкого (1878-1934), А.С. Макаренко (1888 – 1939) и   их последователей показал, что эффективно воспитывает не столько воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом вокруг центрального пункта – процесса хозяйствования.

Можно еще и еще продолжать перечисление соответствующих педагогических воззрений. Но, заглянув в глубину веков, мы увидим, что именно всё это и было неотъемлемой частью народной педагогики. Интересно то, что эти педагогические взгляды абсолютно созвучны народной мудрости, народному опыту, идеям и принципам народной педагогики, в частности традициям семейного славянского или, например, исконно чувашского воспитания.  Наши далекие предки не выделяли воспитание как отдельное действие, они просто все вместе жили, трудились в ладу со своей семьей и родной природой. Воспитание совершалось жизнью. Народная мудрость хранила свои знания в песнях, пословицах, поговорках, в обычаях, традициях, передававшихся из поколения в поколение. 

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство…

Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она - не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания.

Природа - это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе родины - родные. Вспомним их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный путь». По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому.1

Человек — часть природы, он от нее зависит. Человек не может жить без воздуха, воды, пищи (пища растительного и животного происхождения). Человек находит пищу в дикой природе: собирает ягоды, грибы, охотится на животных, ловит рыбу. Человек научился специально для употребления в пищу выращивать культурные растения (высевать злаковые культуры, высаживать овощи, фрукты). Он приручил животных, которые теперь называются домашними. Животные дают человеку молоко, мясо, яйца. За это животных кормят, ухаживают за ними.

Природа дает человеку не только пищу. Деревья — это строительный материал. Они используются для строительства домов, кораблей, из них делают мебель, бумагу и много других вещей. Есть много растений, которые человек использует для лечения. Из шерсти и кожи животных человек делает много теплых и нужных для жизни вещей. Из природы человек добывает железо для строительства машин, уголь и нефть, для того чтобы были свет, тепло.

Природа оказывает большое влияние на самочувствие человека: растения очищают воздух от пыли, вредных микробов, обогащают его кислородом; там, где очень жарко, они дают тень; там, где сыро, осушают воздух. Растения радуют человека своими цветами, листьями. Чтобы отдохнуть, человек идет в парк, в лес, на речку. Растения украшают жилище человека. Комнатные растения красивы и полезны, делают дом уютнее и наряднее. Домашние животные радуют человека своей преданностью и приветливостью. Человек называет их братья меньшие. Ухаживая за домашними животными и комнатными растениями, человек учится быть добрым. Общение с ними улучшает его настроение.

Человек хочет познавать окружающий мир, природу. Он наблюдает жизнь растений и животных, изучает их. Во многих городах есть зоопарки, ботанические сады. Там находятся животные и растения из разных уголков Земли, и каждый может с ними познакомиться.

Но не только природа нужна человеку. Человек тоже нужен природе. Без его заботы природа не сохранится. Человек должен научиться беречь и экономно расходовать все, что дает природа. Но не все люди хотят и умеют заботиться о природе, они не всегда знают, как следует правильно поступать, чтобы помочь ей. И тогда природа начинает погибать, а значит, начинает страдать и человек.

Человек давно стал искать пути и способы охраны природы. Люди создали заповедники, где специально охраняются редкие животные и растения. Там запрещены охота, сбор ягод, семян. Живя в безопасности, растения и животные размножаются и расселяются в другие места обитания.

Человек должен научиться правильно общаться с природой: изучить правила поведения в ней и меры охраны. Но знать все это недостаточно, человек должен постоянно совершать добрые поступки в природе.

А как же воспитываются природой дети, живущие в интернате? Что их окружает? Вместе они с природой или вдали от нее? Такие  вопросы приходится каждый день задавать себе, а ответы приходят на ум неутешительные.

Дети, живущие в интернате абсолютное большинство времени проводят в ее стенах, не чувствуя тихого рассвета, яркого заката, солнца, что выглядывает из облаков. Все это они видят в большинстве своем из окон своего большого и такого удобного дома. Когда же они выходят на прогулку, то видят только игры и редкие прогулки по окрестным местам. Мы, педагоги, учим детей любви к природе, бережному к ней отношению, говорим о том, что не нужно мусорить, ломать деревья, кусты, рвать без нужды цветы. Да, мы всему этому учим, но стоит детям выйти за ограду интерната  и они увидят груды мусора то тут, то там в самом поселке. На территории интерната за каждой группой закреплена территория, о которой нужно заботиться: убирать мусор, срезать сорняки, подметать, окапывать бордюры. Но тут же за оградой в канаве лежит мусор, который не нужно убирать, так как это не территория интерната. Дети видят двойственность взрослых и просто приспосабливаются: на территории мусорить нельзя, а за оградой, если не видят взрослые – можно. Человек, воспитанный природой чуток к ней, как к матери своей, которая его вырастила, а в ответ он будет заботиться о ней всеми своими силами. Но от природы родной медленно уходят не только дети, но взрослые, живущие не только в городах, но и в селах и деревнях. По весне, когда растает снег, выходит весь мусор, что набросали по разным местам люди. Места же могут быть самые разные: это и игровые площадки, тропинки вдоль дорог, автобусная остановка. Видя все это безобразие, мы с ребятами группы решили убрать мусор, что лежал вдоль дороги между поселком и деревней. По обеим сторонам дороги луга’, на которых пасутся стада коров и овец. И пасутся они и вдоль дороги, среди мусора, что набросал человек, живущий рядом. Мы вместе собрали пять больших мешков мусора. Можно было собрать еще, но не хватило мешков. Проходит время. День за днем прохожие люди бросают по мусоринке, по мусору… К осени мусора на лугах вдоль дороги становится даже больше, чем по весне.  Может быть, этот мусор в следующий раз уберут муравьи, другие там букашки или червячки? Наверное, нет, так как это им не под силу… Встает вопрос: а взрослые, живущие в деревне, воспитаны ли природой? Мой ответ «нет». Тогда как же будет воспитываться молодое поколение людей, видя такой пример прямо перед своим носом? Или другой интересный пример. Весной по дороге между поселком и деревней часто гуляли молодые мамы с колясками. Иногда с ними гуляли и более взрослые их дети. Снег растаял, выглянул мусор из-под кустов, прошлогодней травы. Молодые мамы гуляют каждый день среди всего этого мусора,  но и не думают его как-нибудь убрать. Однажды, возвращаясь поздно вечером домой с работы, вижу, что одна мама усердно наклоняется к земле и что-то собирает. Во мне проснулась надежда, что наконец-то они собирают мусор под ногами, мешающий им гулять, наслаждаться природой. Но не тут-то было: молодая мама просто рвала траву на обочине дороги для своих нужд. Наступил май, трава выросла и закрыла своим зеленым покрывалом всё то безобразие, что натворил человек.

В своей работе мне часто приходится говорить с моими воспитанниками о природе, о ее ценности для жизни человека не только на воспитательских часах, но и в обычных беседах. Дети учат стихотворения о ней, учатся наблюдать за ее изменениями в зависимости от времен года. Но этого вовсе не достаточно для того, чтобы дети прочувствовали все то, что делает природа для их жизни. Конечно же, чтобы дети были вместе с природой, учили ее уроки, их нужно поселить в лесу в деревянный домик, где они жили бы со своими родителями и учились у них жизни. Соловей учил бы их песням, лисица и волк гимнастике, медведь терпению, белочка трудолюбию, пчелки мудрости, травы и цветы любви. Лесной кабан с родителями научили бы моих воспитанников как землю пахать, сеять пшеницу, рожь, сажать картошку, лук и репку. Все они научили бы какой ценой дается каждая крупинка, каждый овощ, каждый кусок мяса и рыбы, что с таким пренебрежением и нежеланием не хотят есть дети в интернатской столовой. Дети не едят, а чужой труд летит в мусорное ведро. Но это лишь мечты… Всему этому приходится учить нам, педагогам школы – интерната. Приходится учить каждый день. По крупинкам, по кусочкам и не всегда с желанным результатом: ведь кроме педагогов у детей есть родители и окружающая среда их дома, которая с самого детства впитала в них образ поведения с природой, ее дарами и трудом человека.

Автор: Ижетникова Екатерина Владиславовна

Источник: https://nsportal.ru

         Очень сложно было понять и осознать свой новый статус – статус учителя. Я пришла в гимназию и сжалась от страха: новые люди, школьники и их родители, правила и традиции учреждения, расписание уроков, которое отличалось по времени от занятий в университете. Период адаптации оказался совсем нелегким, часто возникало желание всё бросить, но воля и решимость преодолели мои страхи: захотелось испытать себя. Делая то, что казалось изначально непосильным трудом, перешагивая через себя, во мне начал зарождаться интерес к детям. В разговорах с классом я выработала собственную систему общения в зависимости от моего темперамента, я даже открыла в себе ранее неизвестные черты характера, что, несомненно, было удивлением.

Я хотела строить урок исходя из намеченных целей, но, к сожалению, за мной постоянно следили и направляли в определенное русло. Подобное поведение учителей мне кажется неприемлемым. Они учат преподавать так, как не преподают сами, но как, вероятно, учили преподавать их. Нельзя лишать человека (практиканта) самостоятельности. Говорить, что и когда делать, оправдываясь нехваткой времени, планами и собственными рекомендациями (=желаниями) по обучению и воспитанию детей. Безусловно, у учителя больше опыта в этом плане, но лишать практиканта собственной инициативы и некой свободы, следить за каждым его шагом – не есть правильно.

Это была первая в моей жизни педагогическая практика и она не могла пройти идеально. Было очень мало времени для знакомства с детьми. Только ты втягиваешься и привыкаешь к ним, дети к тебе, а время уже закончилось. Но, не смотря на все трудности, в итоге мне понравилось работать с детьми - я поняла, что нахожу с ними общий язык и совсем не против работы с ними после окончания университета.

 

 

Педагогика. Лучшие учителя. Опыт педагогов. Методики. Истории учителей.

  • All
  • воспитание
  • исследования
  • истории
  • легенды
  • педагогика
  • подростки
  • По дате
  • По алфавиту
  • Date
  • Random
  • 1. Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью,
    • педагогика
  • 1.Основы педагогического мастерства. Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее
    • педагогика
  • Пластика педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в классе, на состояние детей, успехи их деятельнос­ти. Она должна быть выразительной, демонстрировать
    • педагогика
  • Как мы можем изменить поведение издевательств с помощью раннего вмешательства. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Исследования показывают прямую корреляцию между частыми издевательствами в
    • воспитание
    • исследования
  • ... и почему противоядием является не наказание, а настоящая независимость. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Бунт в раннем подростковом возрасте предполагает сопротивление родительской власти.
    • воспитание
    • подростки
  • Уклонение от общения и взаимодействия со сверстниками может ограничить социальный рост. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Поскольку это может ограничить рост подростков, на
    • воспитание
    • подростки
  • Полезная родительская мантра для любого родителя подростков. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Ваши подростки не ненавидят вас. На самом деле, они хотят быть
    • воспитание
    • подростки
  • Оптимизм - это позитивный настрой, который может помочь нам прожить более долгую и здоровую жизнь. Вот как научить детей оптимизму. Оптимизм
    • воспитание
  • 8 августа 1956 года застенчивый и худой 15-летний мальчик прибыл в Сантос; менее чем через два года Пеле выиграл первый
    • истории
  • Новое исследование, опубликованное в Международном журнале экологических исследований и общественного здравоохранения, изучало последствия практики йоги и осознанности для психического здоровья
    • воспитание
    • исследования
  • Студия Ghibli известна своей захватывающей анимацией и рассказыванием историй с момента основания студии режиссерами Хаяо Миядзаки и Исао Такахатой и
    • исследования
  • Качественные изменения, которые претерпевает ОДАРЕННОСТЬ в ходе своего развития, можно лучше всего себе представить, сравнивая самые примитивные формы ее проявления
    • исследования
  • Зависимость одаренности от возраста влечет за собою то, что тот или иной задаток шаг за шагом развертывается в ряд потенций,
  • Количественная оценка одаренности может производиться в двояком смысле, — смотря по тому, понимается ли одаренность как способность или как умение (Fertigkeit).
    • исследования
  • Понятия «общей одаренности» и «единства» функций одаренности, о которых мы говорили выше, вовсе не означают однообразия; напротив, один человек может
  • Мы определили одаренность, как присущее человеку предрасположение, и, следовательно, все определения, которые психология персонализма пытается дать предрасположению — действительны и для
    • исследования
  • Новая психология, начавшая с изучения чувственных восприятий, затем перешедшая к представлениям и эмоциям, — за последние 20 лет обратилась к изучению
    • исследования
  • Важнейшее значение для эффективной деятельности педагога имеют его педагогические способности - качества личности, выражающиеся в склонности к работе с детьми. Выделяют
    • педагогика
  • Педагогическая деятельность представляет собой определенную структуру. Ее компонентами являются: гностический компонент (от греч. гнозис—познание), относящийся к сфере знаний педагога. Это
    • педагогика
  • Роль педагога в развитии общества исключительно важна. Он является своего рода преемственным звеном между прошлым и будущим, передавая опыт исторического
    • педагогика
  • Количественные методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между
    • педагогика
  • Важнейшую роль в педагогическом исследовании играют теоретические методы. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. К методам
    • педагогика
  • В соответствии с логикой научного исследования осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность наиболее
    • педагогика
  • Всякое педагогическое исследование, независимо от его масштабов и направленности, подчинено единой логике, имеет общую структуру, этапы осуществления. Структура исследования может
    • педагогика
  • Исследование в области педагогики (педагогическое исследование) - это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования,
    • педагогика
  • За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Усилилась ее направленность на формирование специальных умений в осуществлении научного исследования. Оно должно
    • педагогика
  • Методология педагогики - это система знаний об основах и структуре педагогической теории, подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, способах получения
    • педагогика
  • В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский; общенаучный; конкретно-научный; технологический. Содержание философского уровня методологии составляют общие принципы познания и
    • педагогика
  • Любая наука существует и развивается благодаря постоянному накоплению научных фактов, выводов, заключений. Они в свою очередь являются результатом активно осуществляющихся
    • педагогика
  • Процесс формирования личности включает в себя ее подготовку к жизни в обществе, «вхождение» в социальную среду. Это означает, что личность
    • педагогика
Загрузить ЕЩЕ load all