Ласточка, которая делает весну
На востоке Башкирской республики, за главным Уральским хребтом, есть несколько районов с коренным башкирским населением. Эти районы так и объединяются одним словом — Зауралье. В одном из зауральских сел— Наурузово, расположенном на территории Байрамгуловского совхоза Учалинского района, живет и работает примечательная женщина, заслуженная учительница школы РСФСР Асма Ахметвалеевна Муслимова. Человек она уже немолодой, скрывать свои считанные женские годы не приходится. Начала она учительскую судьбу с пятнадцати лет, сейчас ей шестьдесят два. Значит сорок семь лет жизни отданы школе.
Но не только этим учительским подвигом примечательна Асма Ахметвалеевна Муслимова.
В 1919 году, в первые годы Советской власти, появление. пятнадцатилетней учительницы в зауральском глухом селе было словно приближение света далекой звезды. Невысокая быстрая девчонка с круглым белым лицом и мягким блеском широко распахнутых глаз, она сама была как натянутая струна, как освежающий весенний ветерок. Это сейчас она заслуженная. А тогда другого имени у нее не было — дерзкая девчонка.
Да, дерзкая... Из породы тех башкирских женщин, тех быстрокрылых первых ласточек, которые, вопреки пословице, сделали весну...
Народная учительница... Ленинское слово о народных учителях давно стало классическим в определении великого подвига людей, отдающих себя делу народного просвещения. И когда это определение облеклось в плоть и кровь живых человеческих дел и поступков в первые годы Советской власти, словно яркий свет зажегся в ночи...
Свет во мраке... Нет, конечно, в 1919 году, когда пятнадцатилетняя Асма Муслимова стала учительницей, свет, который она зажгла, едва ли сравнишь с мощными лампами дневного излучения. Скорее всего это была трепетная свеча, колеблемая всеми ветками степных башкирских просторов. Но ее не задуло, эту свечу. Нет, не задуло...
Нужно хоть немного знать башкирское Зауралье, чтобы понять, что и эта трепетная свеча видна был, а издалека. В большом селе Ахуново Учалинского района было три мечети. Мулла — самый видный человек. И здесь, когда пятнадцатилетняя приветливая девочка Асма начала свой учительский подвиг, едва ли было много грамотных людей. Мужчин, конечно. О женщинах — речи не могло быть: раба шариата и семьи, сначала отца, потом мужа, безмолвная тень, рабочие руки, предмет купли-продажи.
Конечно, если сейчас молодежи богатого села Ахуново— центра известного учалинского колхоза «Красный партизан» — рассказать о тех временах, может, и не поверят. Асма Ахметвалеевна Муслимова — живой свидетель тех удивительных лет, когда и одна ласточка делала весну.
Она была первой чудесной вестницей весны, залетевшей в душные закутки, где ютились девушки и женщины башкирского села. И ведь Асма была своя: она росла рядом с ними, она говорила на их языке, и, самое главное, понимала их душу, их чувства, их мысли. Она будила в женских сердцах робкую надежду на светлое будущее;
Сейчас в Ахуново школа-десятилетка. Кого это может теперь удивить в нашем советском селе! Но первая пятилетняя школа, открытая в 1919 году, была подлинным чудом. Хотя по нашим нынешним представлениям, это чудо было мало похоже на школу вообще. В старой избенке на полу, на скамейках сидели ученики, держали в руках дощечки и писали на них. В этой избенке девочкаучительница не только учила грамоте. Она открывала людям глаза на мир, она говорила смелые, резкие, прямые слова, потому что Асма Муслимова была не только учительницей детей, но и взрослых — организатор женотдела... Женотдел—один из самых революционных органов молодого государства. Это он выводил к свету бесправных — вдвойне бесправных — женщин башкирского села.
Ох, и не взлюбили Асму ахуновские богатеи! Самые религиозные, самые богатые, у которых дом — полная чаша, державшийся на рабском труде женщин. Правда, они все—от старух до самых юных — назывались женами.
— Да что. в названии! — сердилась Асма, разговаривая с такой женой.— Раба ты. И твой муж — первый твой угнетатель.
И не раз, прикрыв лицо платком; к Асме прибегали бледные перепуганные женщины:
— Ругают Тебя, Асма, мужики, избить грозятся.
— Побоятся,— усмехалась круглолицая девочка-учительница. — Партячейка есть...
В партячейке было пять человек. Это они ломали в селе вековые устои; революция вторгалась в жизнь настойчиво; громогласно, нетерпеливо. Но партийцы знали: женщина не может остаться в стороне от этих дел.
— Не любят тебя, Асма, богатеи-многоженцы,— значит, правильно дело ведешь. Ненависть врага — самый верный компас в пути,— говорили старшие товарищи.
И учительница делала все, чтобы ярче горела свеча в ее руках: Стала выпускать журнал — рукописный, конечно. «Звезда свободы» назывался. Семнадцать номерок выпустила, восемь из них и сейчас хранятся у Муслимовой. Рассказывала на страницах журнала о свободе женщины, писала стихи. Выпуск каждого номера был праздником. Соберутся женщины в сельской библиотечке и читают вслух.
— Асма, а это правда, что новая власть запрещает многоженство? — первый вопрос, с которым юная подруга обратилась к юной учительнице.
— Правда, истинная правда.
Пожалуй, это стало тем пробным камнем, на котором бесправное существо в платке, распущенном по обычаю на спине, оттачивало свою пробуждающуюся сознательность.
Хотя и молоденькая, не опытная, — а стали учительницу побаиваться те, кто особенно притеснял женщин. Не раз бывало: узнает Муслимова, что муж жену избивает, вызовет в женотдел. Соберутся женщины, устроят суд, пригрозят:
— Будешь над женой издеваться — недалеко и до народного суда. Укороти руки, не то время...
И помогало. Смирились. И женщины в семьях осмелели, почувствовали — защита есть. Надежная, защита.
Однажды приходит к Асме Муслимовой житель села Ахмедвалей Аюпов. Говорит:
Дай, учительница, справку, что старая жена болеет.
— Зачем вам справка?
— Хочу на молодой жениться... Без справки не зарегистрируют в Учалах.
— А старую жену — выгонишь?
— Зачем такие слова. Пусть живет... Пусть ест, спит — работать ведь не может.
Хорошо знала молодая учительница, что жена Аюпова ворочает всю работу в доме, а прав у нее никаких;
первая встает, последняя за ложку берется.
— Никакой справки я вам не дам,— отрезала Асма.
Пошел Аюпов к фельдшеру. Принес справку: «Старая жена лежит, болеет...» Покривил душой фельдшер. Да дело и не в справке... Пришла к учительнице жена Аюпова. Плачет. Заставляет ее муж писать, что сама она хочет разводиться.
— А мы тридцать лет прожили. Стыдно мне от людей. Молодую взял, ездит с ней по гостям, спекулирует... Грозит — выгоню... И тебе грозит — убью...
— Не боюсь,— смеется Асма. — И ты будь спокойна. Увидишь: правда у нас в руках...
Так оно и вышло. А однажды вечером пошла учительница в клуб. Там молодежь под ее руководством давала концерт. Собрались мужчины, кричат:
— Выгоним эту учительницу. Сбивает она с толку наших женщин.
— Не дадим учительницу в обиду,— кричат молодые.
И все-таки начали концерт. Песни башкирские пели, рекламировали. Правда, девушки сначала мало участвовали: не пускали их в клуб. Да молодая учительница привлекла к концертам всех своих сестер. Даже пятилетний братишка Сахиулла выступал — стихи читал.
Благо семья Муслимовых в этом же селе жила.
Много добра может человеку сделать человек, несущий людям свет. По молодости своей Асма не придавала особого значения злым разговорам, угрозам. Она — учительница: значит, должна учить. Что с того, что приходилось вразумлять не только детей, но и взрослых! Воспитывать в них классовое самосознание, учить умению отстоять свои права.
Неграмотный, темный человек беспомощнее ребенка. Это она поняла с особенной, впечатляющей силой, когда в 1922 году в Ахунове шли выборы в сельский Совет. Было Асме тогда уже восемнадцать лет, считала себя опытным, взрослым человеком. А тут пришла она на собрание, и не пускают..
— Там одни мужики собрались,— шепчут подруги,— Кулаки, спекулянты деревенские. Женщин не пропускают.
— Пройду, — засмеялась Асма. А когда она смеялась, все улыбались кругом! Сгрудились за учительницей женщины, пошли напролом. С ворчанием, угрозами расступились мужчины. Прошли в клуб. Кругом злые взгляды, угрожающий шепот. Стали выдвигать кандидатуры в сельсовет.
— Хадису Габитову,— кричит Асма.
— Хадису,— слитно подхватили женщины.
— Салиху Айтову,— Женский звонкий голос.
— Правильно, Салиху,— согласно отвечает женский хор.
Как поднялись тут мужчины! Кричат, ругаются, смеются: не хватало еще баб в сельсовете. И тут Асма не стерпела:
— Кто против избрания женщин? Ты? — показывает пальцем. — Знаем: жену избиваешь. Ты — знаем, что многоженец. Боитесь: женщины разогнут спины, будут грамотные, развитые — не дадут вам измываться над собой!
Конечно, партячейка поддержала. Избрали в сельсовет двух женщин: Хадису Габитову (сейчас Бакеева), Салиху Айтову. Выходят из клуба. Идут двое мужчин, разговаривают громко:
— Вот выбрали двух на свою голову, а потом их десяток будет. Сознательных...
— Не десяток, сотни будут,— кричит им вслед учительница.
И ее смеху, что звенит колокольчиком, дружно, молодо вторят подружки.
Хорошо, что молодость — это задор, что это неистощимость энергии. Не всегда было весело, но никогда не спускались руки. Знала: на трудное дело поднялась партия коммунистов. Но это дело стоит, чтобы за него не только времени, жизни не пожалеть.
И когда в селе Ахуново организовали комсомольскую ячейку, первой комсомолкой стала Асма Муслимова. А потом она поняла, что ее знаний хватило только на первое время. Более яркий свет нужен был разбуженной башкирской деревне.
И первую комсомолку партячейка послала учиться, в педагогический техникум. Училась, работала в женсовете, писала стихи. Вот в небольшой тетрадке стихи А. Муслимовой, написанные в 1920—1927 годы: «Башкирская девушка», «Делегатка», «Батрачка», «Когда ветер дует». Часть из них опубликована в сборнике стихов, изданном в 1930 году Башгосиздатом в Уфе, перепечатана в журнале «Азат хатын». Это стихи о светлой доле раскрепощенной башкирской женщины, о той, что расправила крылья, почувствовала себя человеком, равным любому человеку на земле.
Как передать светлый пафос этих стихотворных строк! Эту радость творца, который своими руками лепит, чтобы потом вдохнуть в неподатливую мертвую глину новую жизнь. Творцом, созидателем новой жизни и чувствовала себя учительница Асма Муслимова.
Увидев в ней борца за новое, светлое будущее, страна взяла ее, молодую, за руку и повела вперед. В 1929 году Асма Муслимова — студентка Казанского Восточного педагогического института.
Свет, который несла в село партия, становится все -приметнее, все ярче. Культурная революция в деревне — это именно то, что делала в те годы Асма Муслимова. Она создала первый кружок селькоров, работала в Доме труженицы при Башцике. Все для того, чтобы башкирские женщины почувствовали любовь, внимание, заботу родной страны. Творческий импульс жизни передавала Асма Ахметвалеевна своим подругам и на селе и в городе. Но особенно дорога сердцу учительницы судьба сельской труженицы, рост ее самосознания, становление ее как творческой силы страны.
И может быть, именно поэтому в 1937 году она вернулась в родное Зауралье, в родное село. К земле, которая дает новые силы всем, кто прикоснется к ней. Работала в Миндякской и Тангатаровской школах Учалинского района. И вот уже почти двадцать лет преподает в Наурузово.
Село Наурузово. сравнительно небольшое — около ста дворов А башкирская средняя школа здесь есть. Учительский коллектив — двадцать пять человек. Если сравнить с 1919 годом и пятнадцатилетней учительницей в селе Ахуново, то сейчас сельских детей обучает целая армия образованных, хорошо знающих свое нелегкое дело людей Несравнимые величины. И школа не та, и люди другие...
А Асма Ахметвалеевна нет-нет да и сравнит. Вспомнит избенку, в которой начинала свой учительский труд. И посмотрит на новое школьное здание. И не одиноко высится это здание. Вот рядом клуб, библиотека. Вот детский сад-ясли, медпункт. Каменное здание продуктового и промтоварного, магазинов. В домах электрический свет, радио. Впрочем, кого сейчас этим удивишь! А вот телевизоры в далеком Зауралье — это в самом деле интересно! Магнитогорск принимают зауральские телевизоры.
Радуется заслуженная учительница, когда приходит в клуб: как хорошо одеваются люди, как интересно живут! В клубе лекцию послушаешь, кинофильм посмотришь. Бывают и выездные спектакли Сибайского башкирского Драматического театра.
А больше всего радуют Асму Муслимову судьбы молодых башкир:
— Неудивительно, конечно, что мой сын учится сейчас на третьем курсе механико-математического факультета Московского университета. А до этого преподавал математику в школе,— говорит она. — Нет ничего особенного и в том, что мои бывшие ученики Аглям Анбаев сейчас директор Наурузовской школы, а Узбек Гибадатов — завуч Казаккуловской. А вот, когда подумаю о девушках —моих ученицах, сердце поет...
— Мунира-то, наша Мунира в командировке за границей,—радуются наурузовские учителя.
Как им не радоваться, как не радоваться Асме Ахметвалеевне! Окончила сельская девчонка Мунира Кагарманова Наурузовскую школу, поступила в Башкирский государственный университет. Закончила факультет Иностранных языков. Отлично, значит, окончила, если теперь письма с заграничными марками отмечают ее путь.
Но, пожалуй, еще больше ласки, материнской гордости в глазах заслуженной учительницы, когда она вспоминает девушку из Наурузово Фархинур Лукманову, повторяющую ее учительский путь.
Закончила Фархинур Башкирский университет и вернулась в родной Учалинский район. Преподает химию и биологию.
В Зауралье гордятся традицией: получив образование, возвращаться в родные села. Много, много таких улетевших и вернувшихся в родные гнездовья. Ежегодно Зауралье посылает в учебные заведения своих сынов и дочерей. А готовит их к отлету и Асма Ахметвалеевна Муслимова.
Она — преподавательница башкирской литературы. Именно в этом видит заслуженная учительница высокий смысл и высокую гордость своей профессии. Народ, не имевший письменности, стал творцом, выпестовал своих поэтов, писателей, создал свою, башкирскую литературу.
И когда в притихшем классе учительница называет имена народных поэтов Башкирии, писателей, ставших гордостью республики, у многих ее учеников появляется и укрепляется мысль: «А не она ли, Асма Ахметвалеевна, участвовала в подготовке самой почвы, на которой выросла эта звездная плеяда». Конечно, так! Ведь без читателей нет литературы. И как много сделала учительница, чтобы пробудить в своих учениках любовь к башкирскому художественному слову, к созвучию рифм, чеканной простоте прозы!
Когда-то свой рукописный журнал «Звезда свободы» Асма Муслимова заполняла сама — от первой до последней строки. А кто другой мог тогда писать? Сейчас в Наурузовской школе тоже издается рукописный журнал — «Молодой творец» — на башкирском языке. Издатель — литературный кружок школы. Заслуженная учительница руководит кружком, а пишут в журнал ее питомцы. Нашлись в Наурузово школьные поэты, очеркисты. Пишут и рассказы. И неплохо получается.
И конечно, первый читатель, критик и ценитель — Асма Ахметвалеевна. Ее приговор юные творцы ждут с замиранием сердца. Они ведь знают, что это будет суд доброжелательный, справедливый и точный.
— Асма Ахметвалеевна — сама поэтесса, сама пишет...
Ученики Муслимовой читают башкирскую литературу не потому, что это школьный предмет, за знание которого ставят отметки. Нет, они как подарок принимают каждое новое стихотворение народного поэта Башкирии Мустая Карима. Они мечтают о том, чтобы посмотреть в Башкирском академическом театре драмы его прославленную пьесу «В ночь лунного затмения». Сайфи Кудаш, Сагит Агиш, Рашид Нигмати, Гайнан Амири—вот имена, которые знакомы наурузовским школьникам, как свои собственные.
И преподавательница башкирской литературы счастлива, что к ее юным ученикам пришли произведения Даута Юлтыя, Афзала Тагирова, Имая Насыри, не омраченные годами вынужденной разлуки.
...Очень спокойно, тихо — одна в своей школьной квартире в селе Наурузово живет заслуженная учительница школы РСФСР башкирская женщина Асма Муслимова. Невысокая, неприметного, скромного облика, негромкий голос, спокойные движения. Но есть в ее взгляде, улыбке, тихом, но таком радостном смехе чтото не. притушенное годами. Словно свет, что несет она годы и десятилетия в башкирские села, отбрасывает свои сияющие блики на это немолодое лицо.
Она —народная учительница. И в этом счастье ее жизни, призвание, избранное на всю жизнь.
Э. Волович
Башкирская АССР, с. Наурузово