Пятница, 03 Декабрь 2021 00:14

Советский учитель

       Многогранный и по сути своей героический труд народного учителя, создающего самую большую ценность для нашего общества— нового человека, которому предстоит строить коммунизм и жить при коммунизме— высоко оценивается в нашей стране Коммунистической партией, правительством и всем советским народом.

       В. И. Ленин призывал «поставить народного учителя на ту высоту, без которой и речи быть не может ни о какой культуре», и указывал: «К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней-подготовкой к его действительно высокому званию...»           

       В январе 1967 года газета «Правда» писала: «Сегодня, в преддверии 50-летия Великого Октября, можно с гордостью сказать, что эти заветы воплощены в жизнь. Культурная революция, явившаяся неотъемлемым звеном ленинского плана построения социализма, открыла перед трудящимися широчайшие возможности для образования. Страна, большинство населения которой полвека на зад было неграмотным, совершила гигантский взлет к вершинам науки, техники и культуры, вырастила свои кадры интеллигенции. Впервые в истории человечества создана подлинно демократическая система просвещения. Народы нашего многонационального Союза имеют школу на родном языке, повсеместно введено обязательное восьмилетнее образование. И во всех этих достижениях выдающаяся роль принадлежит учителю».

Советский учитель вошел в биографию новых поколений не только как сеятель знаний, наставник и воспитатель. Вся его деятельность тесно связана с огромной политической и организационной работой партии в массах, пропагандой марксистско-ленинских идей.

Такой высокой оценкой своего труда советское учительство вправе гордиться. Именно такими многогранными в своей деятельности и преданными великому делу партии, делу строительства коммунизма мы видим советских учителей в очерках настоящего сборника: наставниками, воспитателями подрастающего поколения, активными пропагандистами в народных массах марксистско-ленинских идей.

Коллективный труд писателей и журналистов отразил в этом сборнике педагогическую и общественную деятельность сравнительно небольшой группы заслуженных учителей школы РСФСР. Раскрывая судьбы учителей, их педагогическую и общественную деятельность, авторы очерков фактически показали путь, пройденный в своем развитии советской школой.       

В очерках отражены разные по содержанию и значению стороны жизни и деятельности различных людей, работающих в одной области — на ниве просвещения. И эта галерея героев труда, разных по характеру и судьбе, жизнь и работа которых проходит в различных условиях огромной территории нашей республики, в какой-то мере в обобщенном виде отражает облик народного учителя Российской Федерации.

Материал сборника объединяет одна идея: показать моральный облик советского учителя, раскрыть его внутренний мир —любовь к детям и своему делу, убежденность и дух новаторства, преданность народу и коммунистическим идеалам. С особой силой в очерках раскрывается гуманизм советского учителя, его преданность своей Отчизне, бескорыстное служение народу.

Каждый из очерков раскрывает определенную грань многообразной деятельности учителя, его отношений с людьми и советской действительностью. Во многих очерках глубоко раскрываются мотивы, пробудившие в человеке любовь к детям и педагогическом v делу, которое стало для него основным Жизненным призванием и любимой профессией. Немало в очерках материала, показывающего присущий многим учителям непрерывный поиск путей и средств, ведущих к самосовершенствованию и высокому уровню педагогического мастерства.

Чтобы успешно решить задачи, выдвинутые Коммунистической партией перед советской Школой, миллионной армии учителей действительно необходимо постоянно совершенствовать педагогические мастерство. Каждый учитель должен в совершенстве владеть не только основательными знаниями по своему предмету и методикой преподавания его, но и приёмами и средствами педагогического мастерства, обеспечивающими высокий уровень обучения и воспитания детей.

“Не случайно профессию учителя называют матерью всех профессий. В знак признания и глубокого уважения народного учителя в нашей стране в первое воскресенье октября каждого года отмечается День учителя. В этот день советский народ чествует учителя, чей вдохновенный труд несёт знания людям, воспитывает молодое поколение созидателей коммунизма.

Признанием важности труда, заслуг учителей перед социалистическим обществом были проникнуты прозвучавшие с трибуны XXIII съезда КПСС слова Леонида Ильича Брежнева: «Партия и народ с глубоким уважением и заботой относятся к советскому учителю, отдающему свой силы и знания, всю теплоту сердца обучению и воспитанию детей».

Партия видит в народном учителе надежного помощника в формировании нового человека. Бескорыстный труд, гражданский подвиг учителей находят всенародное признание.

Партия и правительство высоко ценят труд народных учителей, их успехи и достижения. Только орденами и медалями Советского Союза награждено 176765 лучших учителей Российской Федерации. В канун Дня учителя в 1966 году был награжден орденами и медалями 12 231 работник просвещения, 14 педагогических коллективов школ, педагогических училищ, Дворцов пионеров, детских домов. Более 10 тыс. лучших учителей и других работников просвещения имеют Почетное звание заслуженного учителя школы РСФСР.

Особое внимание обращается на создание условий для дальнейшего улучшения учебно-воспитательного процесса в советской школе. Примером этого может служить то огромное внимание и забота Коммунистической партии и Советского правительства о школе и учителе, которые были выражены в постановлении «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (ноябрь 1966 г.). В этом постановлении подчеркивается, что советская школа и впредь должна развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая. Ее главная задача — дать учащимся прочные знания основ наук, формировать у них высокую коммунистическую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.

За прошедшие пятьдесят лет вместе с развитием советской школы успешно шел' процесс формирования учительских кадров не только в количественном, но и в качественном отношении.

Перед Великой Отечественной войной — в 1941 году —в школах РСФСР работало немногим более 674 тыс. учителей, причем только четверть из них имела высшее образование. Спустя десятилетие. несмотря на тяжелые раны,нанесенные войной, количество учителей в школах республики возросло до 757 тыс. В 1966 году в школах РСФСР работало более >144 тыс. учителей.

Наши школы ежегодно получают пополнение молодыми специалистами с высшим и средним педагогическим образованием. Только в 1967 году начали работать в школах около 35 тыс. молодым учителей с высшим и 20 тыс. со средним педагогическим образованием. И мы хорошо знаем, что молодым учителям, которые приходят на свой первый урок в школу, есть у кого и есть чему поучиться. В каждой советской школе есть немало хороших традиций и работает немало замечательных учителей, которые тепло встречают молодежь, с искренней заботой стараются передать свой опыт молодым коллегам. Творческий поиск, инициатива, стремление дать глубокие и прочные знания учащимся, поделиться своими находками в организации педагогического процесса со своими товарищами — такова отличительная черта, характеризующая советского учителя.

В настоящее время особое внимание обращено на создание учителю самых благоприятных условий для его духовного роста и творческого труда. В последнем постановлении ЦК КПСС и Совета Министров CСCP о школе говорится: «Исходя из того, что дело дальнейшего совершенствования народного образования зависит прежде всего от учителя, его научной и методической квалификации, идейно-политического и культурного кругозора, ЦК КПСС и Совет Министров СССР обращают внимание на необходимость создания надлежащих условий для успешной работы учителей, систематического повышения их квалификации, безусловного выполнения законов об охране труда, льготах и преимуществах для работников просвещения. Постоянная забота об авторитете учителя, о наиболее правильном использовании его труда для обучения и воспитания молодежи должна быть делом всех партийных, советских, комсомольских, профсоюзных органов».

Одной из основных форм повышения научно-педагогической квалификации работающих учителей является система заочного и вечернего обучения в высших педагогических учебных заведениях для тех, кто не имеет соответствующего педагогического образования, но работает в школе. Сейчас подготовка учителей с высшим образованием проводится на 104 заочных и 39 вечерних отделениях в педагогически? институтах РСФСР, где обучается более 200 тыс. учителей. Это означает, что подавляющая часть учителей, не имеющих соответствующего образования, обучается заочно, тем самым повышая свой идейный и научно-теоретический уровень.

Наряду с этим немаловажную роль в повышении идейно-теоретического уровня играет постоянно совершенствующаяся система повышения квалификации педагогических кадров. Значительная роль в этом принадлежит институтам усовершенствования учителей, которых в настоящее время насчитывается 78. Ежегодно на летних курсах в этих Институтах повышает квалификацию более 200 тыс. учителей, руководителей школ и органов народного образования.

Широко практикуется в настоящее время и другая форма повышения квалификации педагогических кадров. Повсеместно, работают очно-заочные годичные и двухгодичные курсы учителей и руководителей школ.

Серьезную роль в повышении научно-педагогической квалификации учительства играют высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты. В ряде областей, краев, автономных республик в летний период организуются курсы учителей различных специальностей на базе вузов.

Успехи и достижения немногих из миллионной армии советских учителей, их пути и судьбы, неразрывно связанные с кипучей жизнью своего народа, нашедшие отражение в этом сборнике, показывают, как далеко вперед шагнула наша советская школа.

Советский учитель высоко ценит доверие и заботу партии и народа. Он хорошо понимает, что только новыми успехами в труде может ответить на подлинно ленинское отношение к себе.

Народ, партия и правительство могут быть уверены в том, что советский учитель отдаст все свои силы и знания, всю теплоту своего сердца обучению и воспитанию детей — будущему нашей великой Родины.

Заместитель министра просвещения РСФСР

А. ШУСТОВ

 

Предисловие к книге "Народный учитель". 1968г.

Педагогика. Лучшие учителя. Опыт педагогов. Методики. Истории учителей.

  • All
  • воспитание
  • исследования
  • истории
  • легенды
  • педагогика
  • подростки
  • По дате
  • По алфавиту
  • Date
  • Random
  • 1. Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью,
    • педагогика
  • 1.Основы педагогического мастерства. Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее
    • педагогика
  • Пластика педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в классе, на состояние детей, успехи их деятельнос­ти. Она должна быть выразительной, демонстрировать
    • педагогика
  • Как мы можем изменить поведение издевательств с помощью раннего вмешательства. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Исследования показывают прямую корреляцию между частыми издевательствами в
    • воспитание
    • исследования
  • ... и почему противоядием является не наказание, а настоящая независимость. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Бунт в раннем подростковом возрасте предполагает сопротивление родительской власти.
    • воспитание
    • подростки
  • Уклонение от общения и взаимодействия со сверстниками может ограничить социальный рост. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Поскольку это может ограничить рост подростков, на
    • воспитание
    • подростки
  • Полезная родительская мантра для любого родителя подростков. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Ваши подростки не ненавидят вас. На самом деле, они хотят быть
    • воспитание
    • подростки
  • Оптимизм - это позитивный настрой, который может помочь нам прожить более долгую и здоровую жизнь. Вот как научить детей оптимизму. Оптимизм
    • воспитание
  • 8 августа 1956 года застенчивый и худой 15-летний мальчик прибыл в Сантос; менее чем через два года Пеле выиграл первый
    • истории
  • Новое исследование, опубликованное в Международном журнале экологических исследований и общественного здравоохранения, изучало последствия практики йоги и осознанности для психического здоровья
    • воспитание
    • исследования
  • Студия Ghibli известна своей захватывающей анимацией и рассказыванием историй с момента основания студии режиссерами Хаяо Миядзаки и Исао Такахатой и
    • исследования
  • Качественные изменения, которые претерпевает ОДАРЕННОСТЬ в ходе своего развития, можно лучше всего себе представить, сравнивая самые примитивные формы ее проявления
    • исследования
  • Зависимость одаренности от возраста влечет за собою то, что тот или иной задаток шаг за шагом развертывается в ряд потенций,
  • Количественная оценка одаренности может производиться в двояком смысле, — смотря по тому, понимается ли одаренность как способность или как умение (Fertigkeit).
    • исследования
  • Понятия «общей одаренности» и «единства» функций одаренности, о которых мы говорили выше, вовсе не означают однообразия; напротив, один человек может
  • Мы определили одаренность, как присущее человеку предрасположение, и, следовательно, все определения, которые психология персонализма пытается дать предрасположению — действительны и для
    • исследования
  • Новая психология, начавшая с изучения чувственных восприятий, затем перешедшая к представлениям и эмоциям, — за последние 20 лет обратилась к изучению
    • исследования
  • Важнейшее значение для эффективной деятельности педагога имеют его педагогические способности - качества личности, выражающиеся в склонности к работе с детьми. Выделяют
    • педагогика
  • Педагогическая деятельность представляет собой определенную структуру. Ее компонентами являются: гностический компонент (от греч. гнозис—познание), относящийся к сфере знаний педагога. Это
    • педагогика
  • Роль педагога в развитии общества исключительно важна. Он является своего рода преемственным звеном между прошлым и будущим, передавая опыт исторического
    • педагогика
  • Количественные методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между
    • педагогика
  • Важнейшую роль в педагогическом исследовании играют теоретические методы. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. К методам
    • педагогика
  • В соответствии с логикой научного исследования осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность наиболее
    • педагогика
  • Всякое педагогическое исследование, независимо от его масштабов и направленности, подчинено единой логике, имеет общую структуру, этапы осуществления. Структура исследования может
    • педагогика
  • Исследование в области педагогики (педагогическое исследование) - это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования,
    • педагогика
  • За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Усилилась ее направленность на формирование специальных умений в осуществлении научного исследования. Оно должно
    • педагогика
  • Методология педагогики - это система знаний об основах и структуре педагогической теории, подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, способах получения
    • педагогика
  • В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский; общенаучный; конкретно-научный; технологический. Содержание философского уровня методологии составляют общие принципы познания и
    • педагогика
  • Любая наука существует и развивается благодаря постоянному накоплению научных фактов, выводов, заключений. Они в свою очередь являются результатом активно осуществляющихся
    • педагогика
  • Процесс формирования личности включает в себя ее подготовку к жизни в обществе, «вхождение» в социальную среду. Это означает, что личность
    • педагогика
Загрузить ЕЩЕ load all