ЖЗЛ

ЖЗЛ (12)

       Артековцы решили напомнить современникам кто же такой генерал Карбышев. Детский лагерь запустил марафон #КтоТакойКарбышев.

       Был проведен открытый урок, где ребята узнали о подвигах и настоящей преданности своему Отечеству крупнейшего фортификатора, ученого-инженера Дмитрия Карбышева.

       Он был одним из лучших знатоков форсирования рек, применения и разрушения инженерных заграждений. Помимо этого, Карбышев был крупным специалистом в области строительства, эксплуатации и восстановления железных дорог, мостов, туннелей, реставрации древних крепостей и храмов. Генерал присутствовал при испытании новых образцов техники и давал рекомендации войскам при прорыве линии Маннергейма. В 1941 году Карбышев попал в плен, и до 1945 года гитлеровцы безуспешно пытались склонить его на свою сторону и заполучить его разработки.

В своих архивах немцы писали об этом: «… Этот крупнейший советский фортификатор, кадровый офицер старой русской армии, человек, которому перевалило за шестьдесят лет, оказался фанатически преданным идее верности воинскому долгу и патриотизму… Карбышева можно считать безнадёжным в смысле использования у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела».

       После открытого урока в память о Дмитрии Карбышеве дети провели акцию, став в шеренгу друг с другом и бюстами героев-артековцев.

       В социальных сетях вы можете также поддержать акцию. Разместите материалы, заметки о жизни великого патриота или ссылки на источники о нем с хештегом #КтоТакойКарбышев, примите участие в марафоне памяти!

Воскресенье, 27 Январь 2019 19:39

39 школ блокадного Ленинграда

Когда 8 сентября вокруг города замкнулось кольцо блокады, в городе оказались заперты больше двухсот тысяч школьников. И несмотря на то, что жителям не хватало еды, воды, не было света, дров, теплой одежды, в конце октября в Ленинграде открылось 39 школ. 

Читать про блокаду всегда страшно и больно. Но в дни Великой Победы это делать необходимо. Сегодня мы предлагаем вам отрывки из дневника школьной учительницы Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец. Она преподавала историю в «школе со львами» недалеко от Исаакиевского собора. 

Начало учебного года - октябрь 1941 года.

Первый учебный день начался линейками. Ксения Владимировна долго думала, с каких слов начать занятия и произнесла перед учениками такую речь: 

«Мы начинаем занятия в необыкновенной обстановке: страна наша ведет тяжелую, упорную войну с сильным врагом; город наш окружен со всех сторон огромным числом фашистских дивизий; он стал фронтом. В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников. 

В самом факте, что вы сегодня начинаете учиться, смелый вызов врагу.

«Город в блокаде, город окружен врагами, а мы выполняем свой долг и садимся за книги», — говорите вы всему миру. Мужественные дети растут в Советской стране. Они учатся в городе, который бомбят, обстреливают из пушек и лишают продовольствия».

«Чернила покрываются коркой льда»

Занятия проходили в экстремальной обстановке и постоянно прерывались воем сирены. Ученики вместе с учителями спускались в бомбоубежища и продолжали уроки там. 

«Как ведут себя дети во время тревоги? Я бы сказала: удивительно спокойно. Только один мальчик из 7-го класса буквально трясется. Но над ним не смеются. Все понимают, что может быть страшно; но ленинградские дети научились владеть собой».

С наступлением холодов учиться стало совсем тяжело: 

«Все дети сидят в пальто, перчатках или рукавицах. У счастливцев на ногах валенки. 

От больших кафельных печей веет холодом: их давно не топят. Чернила покрываются коркой темно-лилового льда. Ребята каждый день устраивают в чернильницах «проруби» и через них обмакивают перья. 

Водопровод перестал подавать воду во второй этаж, а затем и вовсе перестал действовать. Антонина Васильевна сказала: «Это не заставит нас прекратить занятия. Ведь жили же когда-то в Петербурге без водопровода, не было его и в школах».

Требуется большая сила воли, чтобы сидеть в стуже почти пять часов в классе. Но мы ведем борьбу за посещение школы детьми. Почему? Нам совершенно ясно: в коллективе детям легче переносить все лишения. Общение с товарищами, учителями отвлекает их от постоянного ощущения голода и холода. К сожалению, некоторые родители не понимают значения коллектива и осмысленного труда детей и удерживают их дома».

Школьный суп

Ксения Владимировна пишет, что 4-й урок в классе давать трудно, всё занятие дети настороженно ждут звонка «к супу», он приобрел для всех особую ценность. Получить две тарелки супу — мечта каждого: «Сегодня дежурила в школьной столовой. На моей обязанности — следить, чтобы учащиеся съедали суп в столовой, а не отливали его в баночки и кружки и не уносили домой. А многим очень хочется это сделать. Дома мать, отец, младшие дети не имеют тарелки супу.

— Позвольте отнести суп домой! — просит меня Надя. — Мне, правда, довольно одной тарелки, а дома у меня мама и сестренка.

— Нельзя, девочка, суп вам дают, чтобы поддержать силы и помочь вашему ученью.

Глаза ее наполняются слезами, и она молча ест суп. У меня нехорошо на душе. Имею ли я право так поступать? Я учительница, которая всегда стремилась воспитывать в детях заботу о близких… Но сейчас я должна помешать Наде унести суп домой. Иначе нельзя. Организм детей и молодежи слабее, чем взрослых».

Память детей слабеет

«В школе теперь тихо. Кажется, что ученикам и нам говорить трудно. Нет сил.

Память детей слабеет. Хорошая ученица во время рассказа об итальянском Возрождении вдруг запнулась, подняла на меня большие серые глаза и как-то скорбно сказала:

— Я помню биографию замечательного художника и ученого, но я забыла его имя. — А потом дрогнувшим голосом: — Я… я даю вам честное слово, что я урок учила.

Я говорю спокойно: 

— Ты имеешь в виду Леонардо да Винчи, конечно. Садись. — И ставлю в журнал: «Отлично». Почему я это делаю? Я знаю: урок она учила и хорошо ответила.

Забыть имя Леонардо да Винчи она могла только в обстановке наших дней. Нельзя ей дать заметить, что память у нее ослабела. Нельзя. Чтобы учиться или учить, надо верить, что это тебе по силам».

Мужество детей

К весне численность учеников в школах снизилась почти в три раза: кого-то эвакуировали, кто-то перестал ходить, многие погибли.  Но несмотря на чудовищные условия блокады, дети, которые посещали школу, занимались даже усердней, чем в мирное время: 

«В школе царит рабочее настроение, почти нет отказов отвечать урок. Если кто-нибудь говорит, что он не знает урока, то причина всегда серьезная. Тот, кто отказался, на следующем уроке непременно напоминает: «Вы меня спросите, пожалуйста, я ведь в прошлый раз отказался».

Исчезли шпаргалки, никто не подсказывает. И вопросы дисциплины больше не тревожат учителей. В школе непривычно тихо. Ребята учатся по-настоящему; нет отметок «плохо», и почти нет «посредственно». Вот каково мужество детей!»

Эпилог 

Ксения Владимировна вела свой дневник о школе и жизни детей всю блокаду. После тяжелой зимы 41-го, весной 42-го дела стали налаживаться: улучшилось питание и настроение, уроки иногда стали проводить в скверах под свежей зеленью. В июне Ксения Владимировна с гордостью пишет, что их школа «выпустила в жизнь 26 юношей и девушек».  

В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников. Но дети учились вопреки всему.  Дневник Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец - потрясающий документ, полный добра, любви к людям и веры в хорошее. Мы очень советуем прочитать его полную версию каждому.   

Источник: https://spbdnevnik.ru

Понедельник, 07 Январь 2019 19:43

Игорь Павлович Волков

Волков Игорь Павлович (1927-1999) - педагог-новатор, учитель черчения и рисования, кандидат педагогических наук (1983), заслуженный учитель школы РСФСР (1982).

Главная новаторская идея Волкова — создание механизма реализации творческих способностей детей и осуществление педагогического руководства процессом развития индивидуальности каждого школьника.

Это учитель-новатор из г. Реутов Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. 

Пятница, 28 Декабрь 2018 18:41

Субботина Зинаида Алексеевна

       Зинаида Алексеевна Субботина -  учитель географии, педагог-новатор, заслуженный учитель школы РСФСР, народный учитель СССР.  

Зинаида Алексеевна родилась в деревне Игошата вблизи села Макарье (ныне в Котельничском районе Кировской области). С 1942 по 1946 год училась в Московском областном педагогическом институте.

       Получив диплом учителя географии, работала в Машковской средней школе Рязанской области, с 1950 года — в городе Мароярославце Калужской области, затем — в Переяславле Залесском Ярославской области. Преподавала в дневной и вечерней школах, являясь методистом в педагогическом техникуме и руководителем педагогической практики. 

       В 1955 году вместе с мужем переехала в Кирово-Чепецк и пришла на работу в школу № 1. С 1963 года работала в школе № 8 (ныне — Центр образования имени Алексея Некрасова), вплоть до ухода на заслуженный отдых в 1988 году.

Педагогическое творчество

       Основные идеи педагогического творчества З. А. Субботиной совпали с идеями педагогов-новаторов, ставших известными в 1980-е годы и названных технологией исследовательской проектной деятельности. По её мнению, основой успешного обучения выступает необходимость становления у детей опыта саморазвития в школьные годы.

       З. А. Субботина создала вместе с учениками первый в Кировской области кабинет географии, оформленный с учётом достижений педагогической науки и практики. Минералогическая витрина кабинета составила более 1000 образцов. Уникальные рукописные сборники учителя являлись прообразом современных рабочих тетрадей для учащихся и принесли ей всесоюзную славу. З. А. Субботина организовала переписку учащихся с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями по всему Советскому Союзу, в школьном кабинете были собраны образцы их продукции.

Награды и память

      Труд педагога был отмечен почётными званиями «Заслуженный учитель школы РСФСР» и «Народный учитель СССР» (единственная в Кировской области), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», значками «Отличник народного просвещения» и «Отличник просвещения СССР», званием «Учитель-методист».

В 2004 году решением Кирово-Чепецкой городской Думы Зинаиде Алексеевне присвоено звание «Почётный гражданин города Кирово-Чепецка».

С 2009 года в Кировской области проходят областные педагогические чтения имени Народного учителя СССР З. А. Субботиной.

З. А. Субботина скончалась 7 апреля 2015 года, похоронена в Кирово-Чепецке.

 

       

Одна из общеобразовательных школ Сталинграда и улица в соседнем Волгограде носят имя защитника Саши Филиппова. Про эту незаурядную личность со страниц военной истории охотно поведают сотрудники исторического музея, посвященному событиям Сталинградской битвы.

       Как правило, исследователи и экскурсоводы музея «Сталинградская битва» не называют разведчика его настоящим именем, чаще употребляя подпольное прозвище Школьник. Дата рождения юного героя - 26.06.25. Саша Школьник – выходец из многодетной семьи, последний ребенок из шестерых. Его мать была домохозяйкой и воспитывала детей. Отец был служащим на почтовом отделении, дополнительно занимался токарским и столярным делом, был также и отменным обувным мастером. Будущий разведчик хотел во всем подражать отцу Александру Тимофеевичу, охотно осваивая его мастерство шитья сапог. Юноша мог постоять за себя, не боялся полезть в драку с дворовыми мальчишками. Паренек был общительным, порой острил, высказывая свое мнение.

      Для родителей Саша был обыкновенным непоседой… Но вскоре детским шалостям пришел конец с началом войны. В первый же день призыва на фронт их семейный дом на Брянской улице опустел, как и многие другие. Саша не мог себе позволить оставаться возле матери. В заявлении с прошением отправить в зону боевых действий шестнадцатилетний юноша приписал себе несколько лишних лет, чтобы наверняка уйти защищать родину вслед за четырьмя братьями и отцом. Но опытные офицеры просекли ложь с датой рождения и отправили разочарованного «бравого вояку» домой, указывая на слишком юный возраст для военной службы на фронте.

       Саша на некоторое время вернулся домой, чтобы помогать по хозяйству матери и старшим сестрам. Вскоре фашистский враг добрался до Сталинграда. Была захвачена Дар-Гора, где находился отчий дом Саши. Ныне это Ворошиловский район города. Юноша в таких условиях не мог оставаться на месте. Проявив храбрость, одной ночью он перешел фронтовую линию по балкам в надежде отыскать воинскую часть. Старшему лейтенанту Семенихину ничего не оставалось, как принять к себе Сашу Филиппова для участия разведке. Парень рассказал ценную информацию из самого ада.

      Фашисты, не ведая о подвохе, приняли разведчика Школьника для обслуживания общины. Саша сапожничал в дневное время, а с первой зарей переходил линию фронта, чтобы принести ценные сведения, увиденные или услышанные от немецких солдат. Вражеские военные пребывали в постоянном поиске целого отряда взрослых разведчиков без догадки о подвохе. Никому не приходило на ум, что юркий мальчишка, мелькающий постоянно с сумкой через плечо, исправно служит советскому фронту.

       Разведчик по прозвищу Школьник успешно провел двадцать разведовальных операций без малейших трудностей. Остались воспоминания о его героическом заплыве через Волгу. Юноша вовремя донес информацию о локации вражеских огневых точек возле завода «Красный Октябрь». На следующий день объект разбомбили наши летчики. Как-то немецкие полицаи искали диверсанта, который ночью повредил помещение штаба, бросив в окно гранату. Мог ли мальчишка, играющий с детворой в классики решится на такой шаг в их глазах? Вскоре Сашу Школьника все же выследил полицай и сдал врагам.

       Около десяти суток пребывали советские солдаты в ожидании юной легенды военной разведки. Сидели в окопах, не зная о страшных пытках, которые пережил их товарищ. Фашистам не удалось выдавить из героя ни капли ценной информации – в итоге парень был повешен. Непосредственно перед казнью Саша увидел в последний раз мать на Дар-Горе. Убитая горем Евдокия Филиппова не могла наблюдать без слез и страданий, как Саша старался убежать от своих палачей, как кричал немцам перед виселицей, что им не удастся всех перевешать. 23.12.1942 перестало биться его сердце от удушья.

        В могилу с его телом была сброшена и убитая фашистскими извергами юная Маша Ускова. В фондах музея «Сталинградская битва» хранится детальный акт обследования места захоронения героев по рабоче-Крестьянской улице города. В документе указано, что тела разведчиков имеют множество следов страшных пыток. Ранее текст акта был опубликован на страницах местной «Сталинградской правды» в апрельском выпуске за 17-е число 1943 г.

       Ныне могила разведчика Школьника находится в именном сквере, названном на честь героя. Посмертно Александр Филиппов младший награжден посмертно высокими наградами: орден Красного Знамени и медаль за оборону города Сталинграда. Могила обозначена гранитным обелиском. Сквер расположен в Ворошиловском районе.

Вторник, 10 Октябрь 2017 23:55

Основана в Нальчике школа...

       

Просветитель Кази Мусарбиевич Атажукин сыграл значительную роль в культурной и общественной жизни Кабарды во второй половине ХIХ века. Он являлся создателем первой азбуки кабардинского языка и основателем в Нальчике педагогической школы для подготовки учителей "кабардинской грамоты". Царские власти и местная княжеско-дворянская верхушка не были заинтересованы в ее существовании, и вскоре школа была закрыта. Спустя три года в статье "Попытки введения кабардинской письменности", написанной К.М. Атажукиным 14 февраля 1870 года для владикавказской газеты "Терские ведомости", просветитель рассказал о работе этого учебного заведения.

       По заготовлении достаточного количества букварей и книжек для чтения была основана в Нальчике школа для приготовления сельских учителей кабардинской грамоты...цель этой школы...состояла в обучении чтению и письму по-кабардински и четырем правилам арифметики с простыми и именованными числами. Число учеников в ней было определено от 10 до 20; курс учения  назначен трехмесячный. В учебники избирались преимущественно кабардинцы, ознакомленные уже с русской и арабской грамотою... Окончившие курс учения и выдержавшие экзамен в присутствии начальника округа получали свидетельства на звание сельских учителей и вносились в список сельских учителей, заведенный при Кавказском горском управлении. Существование школы должно было продолжаться до тех пор, пор не приготовит достаточное число учителей для сельских школ округа. Учителя эти, по возвращении в места жительства, должны были учить своих односельцев, преимущественно малолетних, чтению, письму, исчислению...

       Школа была открыта с 15 марта 1866 года, и первый курс учения продолжался до 25 июня того же года, т.е. определенные три месяца...

       25 июня по окончании учения, был произведен выпускной экзамен, на котором 6 учеников из числа 12, державших экзамен, оказались по своим показаниям в чтении и письме по-кабардински и в арифметике, преподававшейся тоже по-кабардински, достаточно подготовленными и получили свидетельства на звание сельских учителей...

Понедельник, 06 Март 2017 19:58

Антон Семенович Макаренко

Антон Семенович Макаренко родился 1 марта 1888 году в городе Белополье в Харьковской губернии в семье рабочего-маляра. В 1904 окончил 4-классное училище в городе Кременчуге, затем учительские курсы. В 1905–1914 годах преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 годах служил ратником в действующей армии, затем был демобилизован в связи с близорукостью. В 1917 году с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт.

Понедельник, 06 Март 2017 18:20

Виктор Фёдорович Шаталов

Виктор Фёдорович Шаталов (1927) - российский и украинский педагог- новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР(1987). Почётный доктор академии педагогических наук Украины.

Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

Понедельник, 06 Март 2017 18:17

Шалва Александрович Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили (1931) - советский, грузинский и российский педагог и психолог.

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Понедельник, 06 Март 2017 18:16

Михаил Петрович Щетинин

Михаил Петрович Щетинин (1944) - советский и российский педагог, член Российской академии образования, основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы интернатного типа.

Занимался педагогическим экспериментом, развивая модную на то время педагогическую идею создания школы-комплекса, в котором усиленное внимание уделяется музыке, пению и хореографии.

Концептуальной основой дидактической (шире: учебно-воспитательной) системы М. П. Щетинина стала идея гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деятельности человека. Она находит подтверждение в учении академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, о художественном и абстрактном типе мышления. Говоря проще, в учебной (как и вообще в познавательной) деятельности человека должны быть задействованы равно как ум, так и живое восприятие и эмоции, разумеется, в их гармоническом сочетании. Без этого невозможно добиться и гармонического развития личности. И научно-педагогические эксперименты М.П. Щетинина проводятся с целью найти и обосновать такую учебно-воспитательную систему, которая наилучшим образом (оптимально) решала бы задачу гармонического развития интеллекта и чувств молодого человека.

Начнем с того, что в соответствии с этой концепцией и был учрежден новый тип учебного заведения: школа-комплекс на селе. Он объединял, по сути, 6 разнотипных школ: общеобразовательную, художественную, спортивную, хореографическую, музыкальную и учебно-производственный комбинат.

Анализируя типовые учебные планы общеобразовательных школ того времени, М.П. Щетинин пришел к выводу, что в них на 2/3 представлены учебные предметы для развития ума и только лишь 1/3 — для чувственного восприятия и двигательных действий учащихся. 
Школьник на занятиях большею частью сидит, но мало двигается. Он мало занят художественным творчеством. В комплексе есть разнопрофильные школы. Но как сделать так, чтобы у учащихся без перегрузки было реальное время в них заниматься? Где его взять? И приходит гениально простое решение: сократить продолжительность каждого урока с 45 минут (так называемый академический час) до 35 и даже до 30 в младших классах!
Проведя специальное исследование о продуктивности 45-минутного урока в начале, середине и в конце его, М.П. Щетинин убедился, что самыми малопродуктивными, а иногда— нулевыми являются последние 10-12 минут. И если от них отказаться, то продуктивность каждого урока почти не пострадает. Но зато будет сэкономлено 10—12 минут только на одном. Из них складываются дополнительно почти 2 урока по 30-35 минут или, можно сказать, вместо 5-6 уроков по 45 минут в день можно заниматься 6-7 уроков по укороченному времени. Эти-то уроки и пойдут на занятия в художественной, спортивной и других школах. Кроме того, ведь занятия в общеобразовательной школе согласуются с внеурочными и внешкольными занятиями. Значит, и это время можно использовать для занятий в профильных школах.
Расписание уроков составляется так, чтобы занятия «речевого» цикла обязательно чередовались с занятиями «образного», т.е. по музыке, изобразительному искусству, а также с занятиями «двигательного» цикла (физическая культура, труд, хореография). Опыт подтвердил, что утомления у детей не наступает, интерес к занятиям по всем предметам даже возрастает. Домашние задания даются редко (например, чтение программной художественной литературы), потому что все общеобразовательные «словесные» предметы отрабатываются на уроке. Это в целом гарантирует и укрепление здоровья детей.
Педагог-новатор попробовал организовать занятия методом погружения в учебный предмет. В свое время эта идея была высказана Д.И.Писаревым (Россия, 1840-1868). В опыте М.П.Щетинина исходным положением метода была идея целостного восприятия и понимания учеником всего годичного курса в короткий срок. Организационно это достигается, во-первых, путем концентрированного изучения одного предмета в возможно короткий срок — это и есть погружение — и, во-вторых, путем четырехкратной повторяемости в течение учебного года подобного погружения на более высоком уровне — от ориентировочного до творческого. В реальном опыте в школе-комплексе у М. П. Щетинина это выглядело так.
При традиционной организации обучения в один день учащиеся класса занимаются по 5—6 предметам: по математике, географии, литературе и т.д. В течение всей недели общее количество учебных предметов, например, в средних и старших классах бывает 13-15. По всем предметам школьники продвигаются параллельно и равномерно. Обучаясь способом погружения в течение одной недели все 34-36 часов, учащиеся изучают только один предмет, например, математику. После каждых двух уроков проводятся занятия музыкой, физкультурой, хореографией.

При первом погружении (сентябрь) учащиеся схватывают основные понятия и идеи курса за весь учебный год. Считается, что это — погружение на ориентировочном уровне. Потом по этому же способу изучают всю следующую неделю другой учебный предмет, например, язык и др. Но вернемся к математике.

Второе погружение проводится в ноябре. На этот раз конкретизируются понятия и идеи предмета, схваченные при первом погружении. Теоретические вопросы изучаются глубоко и всесторонне.

Следующее, третье погружение по той же математике проводится уже в марте. Учащиеся воспроизводят теорию на новом уровне устно, письменно и, опираясь на наглядность.

И, наконец, в апреле организуется еще одно, четвертое, заключительное погружение на новом витке усвоения. Учащиеся сами придумывают и решают задачи, проводят опыты, выполняют творческие задания. При этом методы проверки знаний остаются традиционными.

При занятиях способом погружения учителю надо добиться формирования у учащихся действенных мотивов учения: интереса к предмету, образования доминанты, что этот предмет ученику необходим, что он имеет невосполнимое прикладное значение и т.п.

Индивидуальные занятия чередуются с коллективными, репродуктивные с творческими. В различных видах деятельности участвуют все анализаторы человека, происходит гармоническое развитие органов чувств. Учитель на занятиях прибегает к помощи консультантов из хорошо успевающих учащихся.

Читать статьи