ЖЗЛ

ЖЗЛ (7)

Вторник, 10 Октябрь 2017 23:55

Основана в Нальчике школа...

       

Просветитель Кази Мусарбиевич Атажукин сыграл значительную роль в культурной и общественной жизни Кабарды во второй половине ХIХ века. Он являлся создателем первой азбуки кабардинского языка и основателем в Нальчике педагогической школы для подготовки учителей "кабардинской грамоты". Царские власти и местная княжеско-дворянская верхушка не были заинтересованы в ее существовании, и вскоре школа была закрыта. Спустя три года в статье "Попытки введения кабардинской письменности", написанной К.М. Атажукиным 14 февраля 1870 года для владикавказской газеты "Терские ведомости", просветитель рассказал о работе этого учебного заведения.

       По заготовлении достаточного количества букварей и книжек для чтения была основана в Нальчике школа для приготовления сельских учителей кабардинской грамоты...цель этой школы...состояла в обучении чтению и письму по-кабардински и четырем правилам арифметики с простыми и именованными числами. Число учеников в ней было определено от 10 до 20; курс учения  назначен трехмесячный. В учебники избирались преимущественно кабардинцы, ознакомленные уже с русской и арабской грамотою... Окончившие курс учения и выдержавшие экзамен в присутствии начальника округа получали свидетельства на звание сельских учителей и вносились в список сельских учителей, заведенный при Кавказском горском управлении. Существование школы должно было продолжаться до тех пор, пор не приготовит достаточное число учителей для сельских школ округа. Учителя эти, по возвращении в места жительства, должны были учить своих односельцев, преимущественно малолетних, чтению, письму, исчислению...

       Школа была открыта с 15 марта 1866 года, и первый курс учения продолжался до 25 июня того же года, т.е. определенные три месяца...

       25 июня по окончании учения, был произведен выпускной экзамен, на котором 6 учеников из числа 12, державших экзамен, оказались по своим показаниям в чтении и письме по-кабардински и в арифметике, преподававшейся тоже по-кабардински, достаточно подготовленными и получили свидетельства на звание сельских учителей...

Понедельник, 06 Март 2017 19:58

Макаренко Антон Семенович

Родился 1 марта 1888 году в городе Белополье в Харьковской губернии в семье рабочего-маляра. В 1904 окончил 4-классное училище в городе Кременчуге, затем учительские курсы. В 1905–1914 годах преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 годах служил ратником в действующей армии, затем был демобилизован в связи с близорукостью. В 1917 году с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт.

Понедельник, 06 Март 2017 18:20

Виктор Фёдорович Шаталов

Ви́ктор Фёдорович Шата́лов (1927) - российский и украинский педагог- новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР(1987). Почётный доктор академии педагогических наук Украины.

Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

Понедельник, 06 Март 2017 18:17

Шалва Александрович Амонашвили

Ша́лва Алекса́ндрович Амонашви́ли (1931) - советский, грузинский и российский педагог и психолог.

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Понедельник, 06 Март 2017 18:16

Михаил Петрович Щети́нин

Михаил Петрович Щети́нин (1944) - советский и российский педагог, член Российской академии образования, основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы интернатноготипа.

Занимался педагогическим экспериментом, развивая модную на то время педагогическую идею создания школы-комплекса, в котором усиленное внимание уделяется музыке, пению и хореографии.

Понедельник, 06 Март 2017 18:13

Геннадий Никандрович Волков

Геннадий Никандрович Волков (1927-2010) - педагог; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист, основатель этнопедагогики.

 Это учитель-новатор из г. Реутово Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. (Ныне он кандидат педагогических наук).

Понедельник, 06 Март 2017 18:09

Масаева Лидия Каншаубиевна

Масаева Лидия Каншаубиевна, «Заслуженный учитель» КБР, учитель биологии МКОУ СОШ№1 г.п.Чегем. Автобиография.

В 1967 году я начала свою трудовую деятельность в Аргуданской средней школе №1 после окончания Нальчикского педагогического училища. Конечно, я уже в том возрасте, когда осмысливаешь свою миссию, свое предназначение в жизни, выполнено ли оно. Не мне судить. Но у меня сложилось за этот период свое понимание. Действительно человек живет от понимания к пониманию. И это не утверждение истины, не желание навязать свое мнение кому-то. «Я так понимаю суть вещей» - как говорит Симон Соловейчик в своей «Последней книге». Может это понимание пригодится другому.

Читать статьи